О том, что нового несут маститые и молодые авторы и какой труд скрывается за внешней лаконичностью работ, мы поговорили с заместителем председателя правления Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», графиком Вячеславом Вишняковым.
Графика на задворках
Кристина Шабунина, АиФ-Урал: Вячеслав Петрович, вы один из кураторов всероссийского биеннале-фестиваля «Урал-Графо», который вот уже во второй раз стартовал в Екатеринбурге. Идея его проведения родилась в столице Урала?
- Почему именно графические работы стали героями целого фестиваля?
- Для многих людей живопись первостепенна. Существует стереотип, что живопись маслом - вот это искусство, а графика уже вторична. Такое вот ущемление прав графики. Соответственно, художники и сами ориентированы на живопись и пейзажи, и винить их тут сложно - все хотят, чтобы их работы покупались, а пейзажи всегда были более ходовым товаром.
- Выходит, так просто, по велению души, художники не берутся за печатную графику?
- Далеко не каждый автор решается на такие работы. Печатная графика, в отличие от рисунка и акварели, - более сложная техника. Это не так, что вечером сел, ночью поработал, а утром уже шедевр. Здесь надо полировать медную доску до зеркального блеска, покрывать специальным лаком, процарапывать, травить, а затем печатать на специальном станке. Если что-то неудачно сделал, то вся работа идёт насмарку. Очень кропотливый труд, на который уходят дни, недели, а иногда и месяцы. Проведение «Урал-Графо» - определённая провокация художников заниматься такой непростой работой. К счастью, энтузиасты есть.
Уже после первого биеннале ко мне подходили художники и спрашивали, где можно отпечатать свои работы или купить станки для работы.
Одна из целей биеннале - новые имена, новые работы и подходы, а потому ориентировано оно не только на зрелых художников, но и на молодёжь. Для молодых художников подобный фестиваль - знаковое событие. Для того чтобы попасть в союз художников, им необходимо набрать определённое количество выставок, причём достаточного высокого ранга. И биеннале «Урал-Графо» - как раз одна из таких.
Нас не спрашивают
- Над серией «Лики старого Екатеринбурга» я работаю не один год. Одно из нововведений последних работ - небольшие портреты людей, живших в этих домах. Екатеринбуржцы знакомы со старинными постройками, но мало кто знает их хозяев в лицо. Я очень люблю старый Екатеринбург, старые здания, но, увы, памятники архитектуры у нас за ночь уходят, и никто не знает, кто их разрушил и снёс.
Есть здания, которых сегодня уже нет и которые остались лишь на бумаге, в том числе и в моих работах. Так, на улице Вайнера был закуточек, и там стояло очень красивое деревянное здание в готическом стиле. Памятник архитекторы. Полностью сгорело.
- Многие в ответ на сожаления о сносе исторических построек говорят о том, что без этого Екатеринбург не может развиваться.
- На мой взгляд, неверно он развивается. У меня мастерская расположена в здании, где находится театр «Волхонка», на восьмом этаже. Это историческая часть города, но, выйдя на балкон, я насчитал всего три исторических здания. Всё остальное - это наша современная архитектура: бетон, железо, стекло.
Почему так происходит? Мне кажется, в первую очередь тут роль играет «золотой телец». Места в центре самые выгодные, самые доходные, и, несмотря ни на что, ими пытаются завладеть. Я не могу ответить за тех, кто определяет архитектурное развитие Екатеринбурга, какие у них мысли в голове, но то, что делается со старым Екатеринбургом, на мой взгляд, это ужасно. Нашего мнения ведь не спрашивают - просто берут и сносят.
Смотрите также:
- Екатеринбуржцы отправятся в «Гамаюн» в поисках духовного света →
- «Послание от всего сердца» →
- Документальный вымысел →