Настоящее искусство
Не в первый раз снимки Роджера Баллена выставлены на суд екатеринбуржцев - от экспозиции к экспозиции в фотографическом музее появлялись черно-белые кусочки его творчества. Теперь же у уральцев есть возможность в полной мере проникнуться видением мира этого заграничного властелина камеры и объектива. А сделать это просто необходимо хотя бы потому, что Баллен - один из самых значимых в мире фотографов. Его временами шокирующие снимки увлекают зрителя в путешествие, которое может быть небезопасным для неподготовленной публики, - путешествие к темным сторонам человеческой души.
Увлеченность автора снимков этим направлением совсем не случайна: мать Роджера Баллена работала в фотоагентстве, поэтому в детстве он часто соприкасался со многими выдающимися фотографами 1960-х годов. С тех пор предметы, интерьеры и люди в соприкосновении с уникальным видением мира преображались на его снимках в метафоры подсознания.
- Для меня очень важно показать то, что имеет глубокий внутренний смысл, - говорит сам фотограф. - По наличию или отсутствию этого проникновения в глубинные слои можно определить, настоящее перед тобой искусство или нет.
Его искусство, без сомнения, настоящее. Воздействие снимков, окружающих посетителя экспозиции, настолько велико, что просто не успеваешь отследить, что к чему. И только одно чувство верно: работы Баллена невозможно понять умом, посыл фотохудожника проникает в самое сердце и остается там на долгое время.
В первом зале публику встречает серия, состоящая из достаточно простой и понятной фотографии, близкой к документальной, - вероятно, для того, чтобы зритель привык к суровым и угрюмым фотообразам. Герои - на первый взгляд, совершенно обычные люди - не дают отделаться от ощущения, что они пришельцы из другого мира. Персонажи кадров будто вырваны из параллельной реальности и помещены в привычную для нас среду. Нетипичные типажи и фактурные лица - нечасто встретишь подобное в повседневной жизни. Оттого и интереснее смотреть остальные снимки.
Смена настроений
Неизвестно, послужил ли этому какой-то переломный момент в жизни фотографа, но уже в 1990-е годы стиль снимков Баллена сильно изменился. Люди, чью повседневную жизнь он снимал прежде, постепенно превратились в актеров, которые вместе с ним создавали полные драматизма и психологического напряжения произведения. В дальнейшем свой подход к созданию изображений фотограф определяет как документальный вымысел, где грань между фантазией и реальностью почти неуловима. Начиная с этого момента снимки становятся похожи на сюрреализм беспокойных снов, сюжеты превращаются в полный абсурд и фарс потустороннего мира.
Герои фотографий, представленных на выставке, - маргиналы, отщепенцы, обитатели ночлежек. Это неблагополучная, темная сторона жизни, о которой не принято говорить вслух. Но для Роджера Баллена социальная драма является еще и метафорой внутреннего мира человека, сотканного из неразрешимых противоречий, страхов и надежд. Люди и животные, предметы и граффити, на первый взгляд, казалось бы, попадают в черно-белую какофонию - на фотографиях переплетаются человеческие руки, лишенные тела, куриные головы, крысы, птичьи скелеты, а фоном служат настенные рисунки, которые отсылают разум к наскальным изображениям, выражают эмоции автора и героя. И все эти элементы визуального языка без слов погружают зрителя в тайны души человека.