Как и чем живут современные авторы и читают ли уральцы книги, мы говорим с екатеринбургской поэтессой Татьяной Горкуновой.
Подсажены на медийность
Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Мы всегда гордились тем, что много читаем. А что сегодня? Книжные магазины не пустуют, однако всё чаще слышишь упрёки, что россияне забыли о книгах.
– Татьяна Владимировна, вы начали писать стихи ещё в детстве. Выходит, в поэтическом вопросе важнее талант, нежели образование?
– А вообще многое закладывается в детстве?
– Базовые качества большинства из нас закладываются именно в детские годы – в семье, школе. Поэтому так важно заинтересовать и увлечь детей. Тем более сегодня, когда вокруг так много соблазнов. Современные дети часто подсажены на лёгкие, не требующие большого умственного напряжения медийные формы.
Вопрос ещё и в другом. Даже если родители приобщают ребёнка к литературе, то что он будет читать? Есть классика – сказки Пушкина, Андерсена, Линдгрен, повести Крапивина. Но современный литературный рынок тоже должен давать качественную литературу! Мнение родителей юных читателей и организаторов литературных премий совпадает: детский сектор сегодня наиболее проблемный. Мало качественной и интересной современной детской литературы.
Пробиться непросто
– Минувший, 2015 год был объявлен Годом литературы в России. Нынешний – посвящён кино. На ваш взгляд, подобные проекты действительно значимы или это всё больше директивы?
– Это масштабные пиар-акции в лучшем смысле этого слова, акцентирующие внимание на феноменах мировой культуры – в частности, великой русской литературе. Это повод к насыщению культурного пространства интересными и нужными событиями. Фестивали, выставки, передвижные библиотеки – всё это формирует культурную среду, в которой мы живём.
Другой вопрос – ожидания литературного сообщества. Многие авторы сетуют на то, что писательский труд не засчитывается как трудовой стаж, и совмещают писательство с другой профессиональной деятельностью. Год литературы активизировал внимание к проблемам писателей, и будем надеяться, что в обозримом будущем что-то решится.
– Выходит, рассчитывать авторы могут только на себя?
– Исключительно. Насколько сумел писатель войти в рынок, сколько книг сумел продать, на то и может надеяться в будущем. Пробиться начинающим авторам очень непросто. Да, существуют премии и гранты, но участвуют в них, как правило, писатели с уже изданными книгами. А новичкам приходится рассылать произведения в крупные издательства, искать спонсоров, публиковаться в альманахах. Но как сложится творческая судьба – не предугадает никто…
– Может быть, дело ещё и в «начинке» книг, которая не по душе массовому читателю… Что сегодня волнует авторов? О чём они пишут?
– А как, на ваш взгляд, появляются модные писатели? Те, чьи имена на обложках книг неизменно привлекают читателей?
– У автора может быть самобытный стиль, великолепный слог и лихо закрученный сюжет. Он может найти тематику, остро востребованную сегодня. Но, если не будет грамотного продвижения, кто узнает о его шедевре, кроме друзей?
Самый яркий пример – это «Гарри Поттер». Увлекательный мир, сплетённый Джоан Роулинг из образов британских мифов, вызвал среди детской аудитории настоящий ажиотаж. Критики называют главной заслугой Джоан то, что она вернула целое поколение детей к толстой книге. При этом фирма литературных агентов, взявшая на себя поиски издателя первого романа, получила отказ от двенадцати издательств и только через год – согласие от тринадцатого. Модного писателя на одном только качественном продукте без профессионального менеджмента не сделать. Если эти факторы сочетаются – выигрывают все.
Смотрите также:
- Писатель Долинго: «Наша жизнь все больше напоминает антиутопию» →
- Борис Долинго: "Писатели-фантасты сохранили веру в человека" →
- Литературная премия имени Крапивина осталась без поддержки →