Александру Савинову удалось через добровольного переводчика объяснить идею своей работы на фестивале песчаной скульптуры в Финляндии. Члены жюри были тронуты и присудили уральскому мастеру приз.
Посвящается маме
Тема фестиваля песчаных скульптур в Финляндии в вольном переводе звучала как «Мой любимый и счастливый Энонкоски» (Энонкоски – город в восточной Финляндии. – Ред.). Александр Савинов решил сотворить фигуру матери, обнимающей своего ребенка. «В каждом городе живут матери, любящие своих детей. Они счастливы. Значит, и город счастлив, - говорит Александр. – Концепцию работы я пытался объяснить членам жюри. Видя мои старания, какая-то русскоязычная женщина предложила помощь в переводе и объяснила мою идею на английском языке, за что я ей, конечно, благодарен. А вообще, скульптуру я посвятил всем матерям мира. В первую очередь, своей маме».
Скульптуры из песка «ваяются» по принципу сверху вниз. Снимается форма, делается отрезок, фиксируется клеем ПВА, разведённым водой. И так шаг за шагом. Но в Финляндии Александр от поэтапного фиксирования вынужден был отказаться: готовую скульптуру нужно было покрыть узором, а образовавшуюся после распылении клея корочку было бы не пробить. В результате в какой-то момент по песку пошли трещины, а головы персонажей работы «съехали». Мастеру пришлось восстанавливать их уже не по форме, а «блинчиками» из песка, сантиметр за сантиметром. Ювелирная работа. И он с ней справился блестяще. Другие участники фестиваля даже не поняли, что у их коллеги из России возникла проблема. Правда, после реставрации ракурс немного изменился и мать с ребёнком стали ближе друг к другу, что весьма символично.
Скульптура матери с ребёнком оказалась самой высокой среди других работ – около двух метров. Для Александра это пустяк. Песчаный замок, который он сделал в другом финском городе (это был коммерческий проект) был много выше. «У него только подушка была метров пять, плюс девять ярусов форм по 50 сантиметров каждый, плюс шпиль», - рассказывает мастер.
С теми, кто считает, что песчаные скульптуры недолговечны, Александр готов поспорить. При хорошей фиксации такая работа может простоять под открытым небом всё лето. Например, несколько лет назад Савинов делал песчаные скульптуры в ЦПКиО им. Маяковского в Екатеринбурге. Работы выдержали все катаклизмы капризной уральской погоды и простояли до глубокой осени, а в ноябре их пришлось разрушать перфоратором – влага застыла и превратила песок в камень.
Я тебя породил, я тебя и…
К разрушению своих работ Александр относится философски. На берегу озера Балтым он два дня возводил из дерева 10-метровую женщину. Для того чтобы по задумке заказчиков она сгорела в течение 20 минут! «Не жалко, честное слово, - уверяет мастер. - Получил удовольствие от работы. Где ещё мне дадут 10 кубов дерева, чтобы я их смог сжечь? У меня было только одно условие – поджигать буду сам, собственными руками. Не так легко это, кстати, оказалось, поскольку погода была дождливая».
Не жалко мастеру и филигранных ледовых скульптур, чей век, понятно, не долог. Ладно бы небольшие фигуры для свадеб, праздников или рекламных проектов. Так нет, в портфолио Савинова есть и монументальные работы, выполненные на фестивалях ледовых скульптур. Среди них роскошный огромный корабль, который Александр «пустил в плаванье» в бельгийском городе Льеже вместе с коллегой Алексеем Ивонциным из Архангельска. «Солировал в этом проекте не я – Алексей. Он уже лет 15 корабли делает, - признается мастер. – Но для меня это был великолепный опыт. Было интересно вытачивать изо льда множество мелких деталей, а потом собирать их, «склеивать» в единое целое».
К слову, в Екатеринбурге у Александра имеется внушительный запас льда на случай летних заказов для свадеб, дней города, корпоративных праздников. В ангаре-холодильнике у мастера хранится 10 тонн чистейшего льда высшей пробы.
На века
Впрочем, скульптуры «для потомков» Александр тоже создает. В ЦПКиО, у детской железной дороги, например, уже поселилась оригинальная улитка из металла. В скором будущем у неё появятся столь же долговечные соседи. Сейчас Савинов работает над установкой уникального дерева из металлолома на территории Суксунского завода – скульптура отражает всю славную историю предприятия, включая годы Великой Отечественной войны. Автор эскиза – супруга Александра, с которой он, бывает, работает в тандеме.
Скульптуры из соли - тоже на века. В Березниках Пермского края Александру довелось побывать в соляных шахтах – впечатление, говорит, мощное. А потом он выполнил фестивальные работы из этого, мягко говоря, небанального материала. Они, кстати, получились цветными, поскольку соль в камнях «разбавлена» черными прожилками ила и красными глины. «Единственное, что разрушает скульптуры изо льда, это осадки, - говорит мастер. – А в помещении такие работы простоят хоть двести лет».
Как вы уже поняли, Александр Савинов способен «укротить» любой материал. Помимо уже названных, это гипс, глина, бетон, камень… А началось всё в глубоком детстве, с элементарного пластилина, из которого Саша постоянно что-нибудь лепил. В Центре искусств для одарённых детей Ханты-Мансийска Александр получил первую специальность керамиста, потом была учёба в Уральском государственном архитектурно-художественном университете, тогда и началась «история с фестивалями». «За годы учёбы в вузе я участвовал более чем в 20 фестивалях, - рассказывает Савинов. – От Питера до Байкала, от Крыма до Салехарда». Он и сейчас готов «объять необъятное», но работы столько, что иногда уральский мастер просто не успевает подать заявку на очередное состязание.
Смотрите также:
- Никас Сафронов раскрыл екатеринбуржцам тайну «Черного квадрата» →
- Легенды не уходят… Екатеринбург прощается с Виталием Воловичем →
- «Молюсь, чтобы мои критики долго жили» →