Слухи преувеличены
– Александр Борисович, а давайте сначала не о книгах? Что вы думаете о российском футболе?
– Никогда не был футбольным фанатом. Волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика – это моё! Но определённое мнение по поводу того, что с нашим футболом происходит, у меня сложилось. Вечная философская дилемма между сущим и должным. Тут уместен анекдот, гуляющий по интернету: одиннадцать усталых миллионеров гоняют по полю футбольный мяч… Как говорится, ни убавить, ни прибавить… Несоответствие зарплаты, приложенных усилий и в конечном счёте результата (игроков и тренера). Но это одна сторона медали. Вторая, как мне кажется, – это коррупция в футбольной отрасли. Я ни за что не поверю, чтобы в нашей великой стране, где живут более ста сорока миллионов человек, нельзя было найти несколько талантливых игроков. А если они не находятся, значит, их никто не ищет или ищет не там и не так. И здесь просто вопиёт третья проблема – массовый спорт, все эти мальчишеские матчи на приз «Кожаный мяч», где тренеры клубов подмечают и берут на заметку подающих надежду. Без этого спортивного «подлеска» никогда не сформировать сборную победителей.
В конечном счёте всё, как мне кажется, упирается в отсутствие национальной идеи. Мы живём без таковой уже три десятка лет! Ну не может развиваться страна, в которой главным принципом становится «срубить бабла». Не может побеждать сборная, где результативность футболистов зависит от оплаты и наёмных игроков, где команда готова играть на чемпионатах мира под каким-то непонятным стягом, а не под государственным флагом своей страны…
– А русская литература – она больше мертва или жива? Если жива – то кем и за счёт чего?
– Слухи о смерти русской литературы сильно преувеличены. Литература, конечно, жива! Создаются замечательные романы, пишутся стихи. Но они как бы никому не нужны – литература ведь перестала быть частью государственной идеологии и отодвинута на задворки в качестве духоподъёмного и душеспасительного предмета при преподавании в школах и вузах. От формирования книгоиздательской политики власти тоже отказались, как и от поддержки писательских творческих союзов, приравняв их к клубам по интересам. То есть литература выживает как бы сама по себе за счёт энтузиастов и бессребреников, за счёт «старой гвардии», помнящей, как должно быть, и новых людей, надеющихся на то, что будет лучше. Сохранились ещё и преданные читатели, и верные помощники писателей – библиотекари, и музейные работники, и учителя литературы, продолжающие преподавать этот предмет от души… Они своеобразные хранители. На них вся надежда.
– С вашей точки зрения, есть ли такое явление, как уральская литература? Кто они – Бажов, Мамин-Сибиряк, Казарин, Касимов, Кердан, Коляда, Титов, Сальников, Рыжий?..
– Уральская литература – часть литературы общероссийской, и к ней относится всё то, о чём сказано выше. Если же говорить о некой уральской литературной школе, то я считаю, что таковой нет, ибо школа – это объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически, имеющих своих мастеров, свои поколения учеников. И хотя на Урале существует несколько литературных мастерских, ни одна из них на звание литературной школы претендовать не может. Литераторы, названные вами, скорее, подразделяются по отношению к традиционалистам и авангардистам, по уровню мастерства и степени раскрученности. И хотя каждый из них имеет право таковым называться, ни один не может в то же время претендовать на звание основоположника литературной школы. При этом я солидарен с Маяковским, утверждавшим: «Пусть будет больше поэтов хороших и разных». Я бы добавил: и прозаиков хороших и разных пусть будет больше!
Подведение итогов
– У вас вышел шеститомник. Чем для вас важно это издание?
– От словосочетания «собрание сочинений» веет некой монументальностью… Шучу, конечно, но если говорить серьёзно, то вышедший шеститомник – это очередное подведение итогов моей творческой деятельности. Скоро у меня юбилей, и поэтому попытка проанализировать то, что сделано, вполне объяснима. Ведь без такого анализа невозможно двигаться дальше…
– Читал ваш цикл романов «Земля российского владения». Почему вам близка тема Русской Америки?
– Рад, что исторические романы вам понравились. Освоение темы Русской Америки – это и продолжение детских игр в индейцев, и размышления (через призму истории) о судьбах нашего Отечества, снова оказавшегося на перепутье времён, и обращение к потомкам с призывом помнить уроки истории и беречь отчую землю. В собрании сочинений четыре романа о времени пребывания наших первопроходцев на Американском континенте заняли второй и третий тома. В первом – ещё один исторический роман, названный мной «Роман с фамилией», ибо его главные герои, живущие в разные эпохи мировой истории, носят такую же фамилию, как автор, и каждый из них в чём-то соответствует одной из авторских ипостасей – Философ, Воин и Поэт…
– Вы пишете стихи и прозу. Какая из этих ипостасей вам ближе?
– В Союз писателей СССР (а я вступал в него в конце 91-го года) меня принимали как автора трёх поэтических сборников и книги прозы. Теперь в моём арсенале семь романов, несколько повестей и три десятка рассказов. Но их писал, я на это надеюсь, да и многие критики это подчёркивают, всё-таки поэт. Владимир Солоухин в своих «Камешках на ладони» заметил, что проза, которую пишут стихотворцы, отличается от прозы стопроцентных прозаиков. Потому, мне так кажется, и в повестях, и в сказках, и даже в очерках, помещённых в шестой том этого издания, поэтический дух всё-таки присутствует.
– 2022 год власти Свердловской области объявили Годом писателя Мамина-Сибиряка. Как полагаете – как его отметить? И, как полагаете, кто-нибудь читает сегодня «Приваловские миллионы», «Алёнушкины сказки»?..
– Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, наше уральское всё, я люблю и читал помимо названных вами книг его романы «Горное гнездо», «Дикое счастье», «Золото», «Хлеб», путевые заметки… Что же касается грядущего юбилея, то мы уже более двадцати лет в Ассоциации писателей Урала вручаем Всероссийскую премию имени Мамина-Сибиряка. В следующем году она будет вручаться в Висиме – на родине писателя. Там же, в Горноуральском городском округе, пройдёт очередная конференция Ассоциации, посвящённая развитию традиций, заложенных «певцом Урала» в современной уральской литературе, о чём уже есть договорённость с руководством района. Думаю, что будут и научные конференции по исследованию творчества нашего классика, и читательские конференции по его книгам… И вот эти конференции, может быть, самое главное, ведь пока писателя читают, он живёт.
– И последнее: зачем люди пишут стихи?
– Люди пишут стихи, чтобы гармонизировать окружающий мир и себя в этом мире, в конечном счёте – чтобы остаться людьми… Булат Окуджава как-то написал: «Каждый пишет, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить...» По отношению к стихотворцам это очень точное замечание. Мне кажется, я дышу полной грудью только тогда, когда пишу стихи. Если же этого долго не случается (по тем или иным обстоятельствам), я начинаю болеть, чувствовать некий дискомфорт – в себе и вокруг, и пока не вырвутся из меня рифмованные строки, «моей душе покоя нет». Покой, как утверждал великий Блок, нам только снится!