Если вы случайно, без умысла, повредили принадлежащий магазину товар (например, задели бутылку вина, стоящую на полке, и она разбилась), но это произошло до момента его оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать с вас деньги. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной его «гибели». Вопрос о том, на кого возлагаются последствия неумышленного повреждения вещей, связан с определением права собственности. В данном случае риск случайной гибели имущества, согласно статье 211 Гражданского кодекса РФ, несет торговая точка. Кстати, это общая специфика магазинов самообслуживания: весь товар, утративший свои потребительские свойства в процессе транспортировки или выкладки на полки, является проблемой самого магазина. Иными словами, разбейте хоть десять бутылок, но до кассы - это убыток магазина. Правда, хозяин товара может обвинить вас в намеренном повреждении продуктов, но доказывать это он должен будет через суд, с участием свидетелей ситуации. И еще: по Трудовому кодексу, в магазине самообслуживания продавцы заключают договор о полной материальной ответственности. Но ведь никому не хочется лишаться части зарплаты. Поэтому в бой идут проверенные механизмы - крик и хамство. И все для того, чтобы убедить покупателя в его виновности и заставить оплатить товар.
Председатель комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга Андрей Артемьев:
- Зачастую продавец, пытаясь использовать каждый квадратный сантиметр торговой площади, загромождает товаром торговый зал. Проходы резко сужаются, и потребитель может случайно задеть и уронить бьющуюся вещь. Как правило, продавец в не слишком корректной форме просит оплатить товар. Но в этом случае у него нет никакого права заявлять подобные требования, так как он сам виновник ситуации. И в любом случае ни продавцы, ни охранники не имеют права грубить.
Смотрите также:
- Качество продуктов на Урале стремительно падает →
- На весах Фемиды, совета адвоката от 05.04.2011 →
- Как поставить на место охранника? →