Несмотря на ощутимый рост цен на все основные продукты питания, качество еды на прилавках уральских магазинов с каждым годом снижается. Торговые точки бессовестно потчуют свердловчан непропечённым хлебом, сомнительным молоком и колбасой из туалетной бумаги.
Хлеб «вне закона»
Что уж там говорить, если даже такой, казалось бы, простой продукт, как хлеб, начал вызывать у народа опасения. Ещё бы: удельный вес хлебобулочных изделий, оказавшихся в Свердловской области «вне закона», по сравнению с прошлым годом увеличился на 10%. Каждая пятая булка, проверенная санитарными врачами, не соответствовала заявленным требованиям, была изготовлена с нарушениями или оказывалась с истекшим сроком годности. Причём большую часть «нестандартного» товара изготовили небольшие хлебопекарни.
Важный момент: сегодня доля товаров низкого качества на Среднем Урале заметно превосходит средние российские показатели: по рыбе – в 2, а по кондитерским изделиям – в 3 раза.
Штрафы копеечные
Особенно много на уральских прилавках фальсификата. Сегодня подделке подвергается фактически всё. Так, молочные консервы и масло из коровьего молока разбавляют жирами немолочного происхождения. В колбасу добавляют «лошадиные» объёмы сои. Дорогостоящая тушёнка по наличию несанкционированных включений бьёт все рекорды, при этом хрящи и сухожилия – это ещё не самое страшное. А мороженая рыба порой едва ли не целиком состоит из ледяной глазури.
Вы спросите: а как же штрафы? Увы, эта мера уже давным-давно не пугает хозяев предприятий. Да, за полгода суды выписали нарушителям штрафов на 3,2 миллиона рублей. Но если сравнить эту сумму с миллиардными оборотами торговых сетей, становится ясно: такие наказания для производителей и продавцов – всё равно что слону дробина.
Человеческий фактор
Кстати сказать, рыльце в пуху не только у магазинов, но и у заведений общепита. Этим летом на торговле просрочкой попалось кафе «Заравшан» в Екатеринбурге. Сотрудники прокуратуры обнаружили там продукты с истекшим сроком годности, а некоторые товары даже успели покрыться плесенью! При этом сотрудники организации не соблюдали правила личной гигиены. Между тем количество таких кафе и ресторанов на территории области насчитывает десятки.
Впрочем, специалисты Центра по защите прав потребителей Екатеринбурга склонны во всём винить несовершенство законов. Проблема в том, что надзорный орган имеет право проверять продовольственный магазин лишь раз в три года. При этом заранее известны дата и время проверок. Эта информация публикуется ежегодно на сайте генеральной прокуратуры. Каждый может зайти на сайт и увидеть, кого и когда будут проверять. И, конечно, надо быть последним дураком, чтобы заранее не подготовиться к проверке.
Защитим себя сами?
Между тем ухудшение качества продуктов привело к тому, что скоро в столице Урала появится общественный совет, который будет контролировать торговые сети и поставщиков товаров. Радует уже то, что в его составе будет главный защитник прав потребителей Екатеринбурга и всеми признанный авторитет Андрей Артемьев.
Правда, полномочий у новой организации немного. Если поставщик будет регулярно попадаться на торговле «браком» и нарываться на санкции Роспотребнадзора, общественники будут рекомендовать торговым сетям не работать с ним. В особо сложных случаях обещают дойти до областного правительства – вплоть до губернатора. Ожидается, что работать новый совет начнёт уже в ноябре.
Тем не менее, если вы стали жертвой нечистоплотных производителей или продавцов, ни в коем случае не спускайте дело на тормозах. Во-первых, обязательно оставьте «след» в книге жалоб. По закону она должна быть во всех торговых сетях, магазинах, ресторанах, кафе – везде, где оказываются услуги или реализуются товары. Важный момент: странички в книге должны быть пронумерованы. Предоставлять книгу потребителю обязаны по первому требованию! Однако, чтобы обращение не считалось анонимкой, покупателю следует указать имя, адрес и номер телефона. Принять меры по каждой жалобе администрация обязана в течение двух недель.
Товар с душком
«Судя по всему, люди, находящиеся у власти, как и в советские времена, получают продукты через спецраспределители. И не знают, какими отбросами «кормят» нас торговые сети. Иначе давно навели бы там порядок». Этими словами с незавидной регулярностью завершаются обращения жителей Свердловской области в «АиФ-Урал».
– Нет уже сил молчать. Как добиться своего права на нормальные продукты? За кого нас принимают? Почему цены растут как на дрожжах, а качество так же стремительно падает? – возмущается наш читатель Павел Авдеев из Екатеринбурга. – Недели не проходит, чтобы моя супруга не возвращала в супермаркет какую-нибудь гадость. Недавно купили хлеб, как сейчас водится, в упаковке. Принесли домой, разрезали, а внутри – непропечённое тесто. Рыбу, вообще, не знаем, где брать. К замороженной в пакете, обычное дело, ещё грамм триста льда прилагается.
Жители Свердловской области отмечают, что проследить за сроками годности продуктов, бывает порой непросто. Особенно это касается товара в магазинной расфасовке. Покупатели жалуются, что, покупая, если судить по напечатанной на ценнике дате, свежий продукт, дома обнаруживают, что он «с душком».
– На днях купила «сегодняшний» сыр, принесла домой, а он покрыт вовсе не изысканной плесенью, – рассказывает жительница Богдановича Галина Белокопытова. – Видимо, он очень долго томился где-нибудь на складе. Но по ценнику- то всё в порядке! Говорят, в магазинах их просто-напросто переклеивают, как только срок годности истекает. И как, спрашивается, себя обезопасить?
Немало нареканий со стороны потребителей и в адрес супермаркетов, продающих уже расфасованные и взвешенные овощи и фрукты. Пытаясь сбыть «некондиционный» товар, магазины складывают в упаковку вместе с хорошими продуктами подгнившие, мелкие, вялые.
– Я, например, без зазрения совести вскрываю упаковку, выбираю нормальные овощи и взвешиваю их самостоятельно, – рассказывает жительница Екатеринбурга Ольга Дечук. – Заметила, что так поступают многие. А люди старшего поколения стесняются, опасаются гнева продавцов. Вот и покупают одну хорошую свёклу и ещё три-четыре размером с мячик для пинг-понга. Тратят лишние деньги, которые для стариков совсем не лишние. Интересно, не стыдно руководителям торговых сетей наживаться на нищих пенсионерах?
По поводу некачественных продуктов питания читатели «АиФ-Урал» роптали всегда, но в последнее время количество жалоб зашкаливает. Что не удивительно. Стремительный рост цен заставил уральцев обращать более пристальное внимание на то, что они вынуждены покупать. Выясняется, что за дорогую «конфетку» в магазинах выдают… сами знаете что.
Нужен баланс
Евгений Артюх, депутат Свердловского Законодательного собрания:
– Ситуация с продуктами неоднозначная. С одной стороны, нужно стимулировать предпринимательскую активность, снижать административные барьеры – и государство это делает. Ряд законов существенно ограничили права надзорных ведомства в плане проверок – все они стали плановые. И это хорошо, поскольку улучшает деловой климат. Плохо то, что недобросовестные предприниматели воспользовались этим и начали поставлять на рынок некачественные продукты. Но ведь эти компании кормят наших детей в школах и детсадах, нам не должно быть все равно! Требования со стороны государства в плане безопасности, безусловно, должны соблюдаться. Большие штрафы при серьёзных нарушениях были бы разумным политическим шагом. Тогда и возникнет определённый баланс.
Потребителя «кошмарят»
Андрей Артемьев, директор Центра защиты прав потребителей Екатеринбурга:
– Контроля со стороны официальных надзорных ведомств сегодня недостаточно. У нас любят экономить бюджет, и вот сэкономили настолько, что федеральных органов контроля осталось очень мало. У нас тезис «кошмарить бизнес» превратился в «кошмарить потребителя». Неудивительно, что количество обращений в Роспотребнадзор по некачественной продукции продолжает увеличиваться. По рыбе большинство жалоб связано с тем, что она ненадлежащим образом хранится и транспортируется, и это становится опасно. Что касается колбасы, то свыше 50% продукции, лежащей на прилавках, это фальсификат.
Общественный совет был создан именно для работы с торговыми сетями и поставщиками товара. Штрафовать совет не имеет права – это функция государства. Но мы можем поднимать проблемы на поверхность и предлагать госорганам заниматься ими всерьёз. В том случае, если предприниматели искренне в чем-то заблуждаются, мы будем советовать, как делать так, чтобы не нарушать закон.
Если ваше право на безопасность покупаемой продукции было серьёзно нарушено, нужно подавать иск в суд. Самое главное – правильно составить текст заявления. В Центре защиты прав потребителей любому горожанину помогут сделать это безвозмездно. Номер бесплатного автоответчика Центра – 371-13-16.
Общения не хватает
Василий Мельниченко, фермер из поселения Галкинское:
– Я не удивлён, что на наших прилавках оказывается огромное количество контрафактной продукции, особенно из-за рубежа. Мы ведь очень мало своего производим, все везём из-за бугра. При этом предприниматели ставят перед собой единственную цель – заработать как можно больше денег. У них на уме одно слово – рентабельность. Их мало интересует качество ввозимой продукции. Они считают, что здесь все выпьют и съедят.
Контрафакт к нам повалил не вчера, а 20 лет назад, когда были размыты все границы. Как только рынок стал открытым, к нам повезли все подряд. Причём государство закрывает на это глаза, разрешая наживаться определённому кругу людей.
Скажу, что если бы таможенники не были коррумпированы, если бы правоохранительные органы не были в доле, если бы надзорные службы взяли всю ввозимую продукцию на контроль, то в этой сфере был бы наведён порядок. Пока же мы наблюдаем странную картину. Местных фермеров душат, не дают работать и производить качественную продукцию, а перед недобросовестными предпринимателями, травящими людей, горит зелёный свет.
Наказывать рублём!
Дмитрий Шалагин, старший тренер сборной Свердловской области по плаванию:
– Низкосортный товар сегодня действительно заполонил наши магазины. Качество продуктов всё хуже, при этом цены только растут.
Совет для потребителей здесь только один: внимательно смотреть на срок годности продуктов, не лениться и уделять этому повышенное внимание. Лучше потратить на изучение лишние пять минут, чем потом оказаться в больнице с отравлением. Для производителей главное – сбыть товар и получить прибыль, а дальше хоть трава не расти.
Чтобы уменьшить количество контрафакта на прилавках, нерадивых производителей и владельцев крупных торговых сетей и магазинов нужно наказывать рублём. В нашей стране это, по сути, единственный действенный способ. Никакие уговоры и разговоры уж точно не помогут. Причём штрафы должны быть такими, чтобы в следующий раз нарушать закон было неповадно и невыгодно. Пока же у нас, к сожалению, проще заплатить штраф или откупиться.
В то же время я не верю, что привлечение к данной проблеме общественников, которые бы ходили с проверками по магазинам, способно повлиять на обстановку в лучшую сторону. Как правило, общественники много болтают языком, а толку от их слов очень мало.