Примерное время чтения: 11 минут
286

Качество продуктов на Урале стремительно падает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ-Урал» 01/10/2014

Несмотря на ощутимый рост цен на все основные продукты питания, качество еды на прилавках уральских магазинов с каждым годом снижается. Торговые точки бессовестно потчуют свердловчан непропечённым хлебом, сомнительным молоком и колбасой из туалетной бумаги.

Хлеб «вне закона»

В этом году количество сомнительных, а то и вовсе небезопасных для здоровья свердловчан продуктов заметно возросло. Причём речь идёт вовсе не о деликатесах. Надзорные органы бракуют еду повседневного спроса: молоко, сыр, творог, консервы, варёную колбасу, масло. Так, процент забракованной рыбы увеличился в этом году в 2,8 раза! Не намного лучше обстоят дела и с другими товарами.

Что уж там говорить, если даже такой, казалось бы, простой продукт, как хлеб, начал вызывать у народа опасения. Ещё бы: удельный вес хлебобулочных изделий, оказавшихся в Свердловской области «вне закона», по сравнению с прошлым годом увеличился на 10%. Каждая пятая булка, проверенная санитарными врачами, не соответствовала заявленным требованиям, была изготовлена с нарушениями или оказывалась с истекшим сроком годности. Причём большую часть «нестандартного» товара изготовили небольшие хлебопекарни.

Важный момент: сегодня доля товаров низкого качества на Среднем Урале заметно превосходит средние российские показатели: по рыбе – в 2, а по кондитерским изделиям – в 3 раза.

Штрафы копеечные

Особенно много на уральских прилавках фальсификата. Сегодня подделке подвергается фактически всё. Так, молочные консервы и масло из коровьего молока разбавляют жирами немолочного происхождения. В колбасу добавляют «лошадиные» объёмы сои. Дорогостоящая тушёнка по наличию несанкционированных включений бьёт все рекорды, при этом хрящи и сухожилия – это ещё не самое страшное. А мороженая рыба порой едва ли не целиком состоит из ледяной глазури.

Но хуже всего ситуация традиционно обстоит с колбасой. За полгода специалисты областного Роспотребнадзора выявили 61,8% фальсификата. Кстати, среди ряда уральских потребителей почему-то бытует мнение, что импортные продукты лучше отечественных. Это – полная чушь! Так, удельный вес некачественного завозимого мяса в 2,1 раза больше, чем произведённого на территории Свердловской области. Уральцы платят бешеные деньги за товар высокого качества, а в итоге едят продукт сомнительного происхождения.

Вы спросите: а как же штрафы? Увы, эта мера уже давным-давно не пугает хозяев предприятий. Да, за полгода суды выписали нарушителям штрафов на 3,2 миллиона рублей. Но если сравнить эту сумму с миллиардными оборотами торговых сетей, становится ясно: такие наказания для производителей и продавцов – всё равно что слону дробина.

Человеческий фактор

Кстати сказать, рыльце в пуху не только у магазинов, но и у заведений общепита. Этим летом на торговле просрочкой попалось кафе «Заравшан» в Екатеринбурге. Сотрудники прокуратуры обнаружили там продукты с истекшим сроком годности, а некоторые товары даже успели покрыться плесенью! При этом сотрудники организации не соблюдали правила личной гигиены. Между тем количество таких кафе и ресторанов на территории области насчитывает десятки.

Причинами такого положения дел санитарные врачи называют плохую технологическую дисциплину, низкий профессиональный уровень кадров, а главное – отсутствие контроля за условиями хранения и сроками годности пищевых продуктов на предприятиях розничной торговли. Иными словами, во всём виноват пресловутый человеческий фактор.

Впрочем, специалисты Центра по защите прав потребителей Екатеринбурга склонны во всём винить несовершенство законов. Проблема в том, что надзорный орган имеет право проверять продовольственный магазин лишь раз в три года. При этом заранее известны дата и время проверок. Эта информация публикуется ежегодно на сайте генеральной прокуратуры. Каждый может зайти на сайт и увидеть, кого и когда будут проверять. И, конечно, надо быть последним дураком, чтобы заранее не подготовиться к проверке.

Защитим себя сами?

Между тем ухудшение качества продуктов привело к тому, что скоро в столице Урала появится общественный совет, который будет контролировать торговые сети и поставщиков товаров. Радует уже то, что в его составе будет главный защитник прав потребителей Екатеринбурга и всеми признанный авторитет Андрей Артемьев.

Правда, полномочий у новой организации немного. Если поставщик будет регулярно попадаться на торговле «браком» и нарываться на санкции Роспотребнадзора, общественники будут рекомендовать торговым сетям не работать с ним. В особо сложных случаях обещают дойти до областного правительства – вплоть до губернатора. Ожидается, что работать новый совет начнёт уже в ноябре.

Тем не менее, если вы стали жертвой нечистоплотных производителей или продавцов, ни в коем случае не спускайте дело на тормозах. Во-первых, обязательно оставьте «след» в книге жалоб. По закону она должна быть во всех торговых сетях, магазинах, ресторанах, кафе – везде, где оказываются услуги или реализуются товары. Важный момент: странички в книге должны быть пронумерованы. Предоставлять книгу потребителю обязаны по первому требованию! Однако, чтобы обращение не считалось анонимкой, покупателю следует указать имя, адрес и номер телефона. Принять меры по каждой жалобе администрация обязана в течение двух недель.

Товар с душком

«Судя по всему, люди, находящиеся у власти, как и в советские времена, получают продукты через спецраспределители. И не знают, какими отбросами «кормят» нас торговые сети. Иначе давно навели бы там порядок». Этими словами с незавидной регулярностью завершаются обращения жителей Свердловской области в «АиФ-Урал».

– Нет уже сил молчать. Как добиться своего права на нормальные продукты? За кого нас принимают? Почему цены растут как на дрожжах, а качество так же стремительно падает? – возмущается наш читатель Павел Авдеев из Екатеринбурга. – Недели не проходит, чтобы моя супруга не возвращала в супермаркет какую-нибудь гадость. Недавно купили хлеб, как сейчас водится, в упаковке. Принесли домой, разрезали, а внутри – непропечённое тесто. Рыбу, вообще, не знаем, где брать. К замороженной в пакете, обычное дело, ещё грамм триста льда прилагается.

За полгода роспотребнадзор региона забраковал. Фото: «АиФ-Урал» / Коллаж Юлии Ульяновой

Жители Свердловской области отмечают, что проследить за сроками годности продуктов, бывает порой непросто. Особенно это касается товара в магазинной расфасовке. Покупатели жалуются, что, покупая, если судить по напечатанной на ценнике дате, свежий продукт, дома обнаруживают, что он «с душком».

– На днях купила «сегодняшний» сыр, принесла домой, а он покрыт вовсе не изысканной плесенью, – рассказывает жительница Богдановича Галина Белокопытова. – Видимо, он очень долго томился где-нибудь на складе. Но по ценнику- то всё в порядке! Говорят, в магазинах их просто-напросто переклеивают, как только срок годности истекает. И как, спрашивается, себя обезопасить?

Немало нареканий со стороны потребителей и в адрес супермаркетов, продающих уже расфасованные и взвешенные овощи и фрукты. Пытаясь сбыть «некондиционный» товар, магазины складывают в упаковку вместе с хорошими продуктами подгнившие, мелкие, вялые.

– Я, например, без зазрения совести вскрываю упаковку, выбираю нормальные овощи и взвешиваю их самостоятельно, – рассказывает жительница Екатеринбурга Ольга Дечук. – Заметила, что так поступают многие. А люди старшего поколения стесняются, опасаются гнева продавцов. Вот и покупают одну хорошую свёклу и ещё три-четыре размером с мячик для пинг-понга. Тратят лишние деньги, которые для стариков совсем не лишние. Интересно, не стыдно руководителям торговых сетей наживаться на нищих пенсионерах?

По поводу некачественных продуктов питания читатели «АиФ-Урал» роптали всегда, но в последнее время количество жалоб зашкаливает. Что не удивительно. Стремительный рост цен заставил уральцев обращать более пристальное внимание на то, что они вынуждены покупать. Выясняется, что за дорогую «конфетку» в магазинах выдают… сами знаете что.

Нужен баланс

Евгений Артюх, депутат Свердловского Законодательного собрания:

– Ситуация с продуктами неоднозначная. С одной стороны, нужно стимулировать предпринимательскую активность, снижать административные барьеры – и государство это делает. Ряд законов существенно ограничили права надзорных ведомства в плане проверок – все они стали плановые. И это хорошо, поскольку улучшает деловой климат. Плохо то, что недобросовестные предприниматели воспользовались этим и начали поставлять на рынок некачественные продукты. Но ведь эти компании кормят наших детей в школах и детсадах, нам не должно быть все равно! Требования со стороны государства в плане безопасности, безусловно, должны соблюдаться. Большие штрафы при серьёзных нарушениях были бы разумным политическим шагом. Тогда и возникнет определённый баланс.

Потребителя «кошмарят»

Андрей Артемьев, директор Центра защиты прав потребителей Екатеринбурга:

– Контроля со стороны официальных надзорных ведомств сегодня недостаточно. У нас любят экономить бюджет, и вот сэкономили настолько, что федеральных органов контроля осталось очень мало. У нас тезис «кошмарить бизнес» превратился в «кошмарить потребителя». Неудивительно, что количество обращений в Роспотребнадзор по некачественной продукции продолжает увеличиваться. По рыбе большинство жалоб связано с тем, что она ненадлежащим образом хранится и транспортируется, и это становится опасно. Что касается колбасы, то свыше 50% продукции, лежащей на прилавках, это фальсификат.

Общественный совет был создан именно для работы с торговыми сетями и поставщиками товара. Штрафовать совет не имеет права – это функция государства. Но мы можем поднимать проблемы на поверхность и предлагать госорганам заниматься ими всерьёз. В том случае, если предприниматели искренне в чем-то заблуждаются, мы будем советовать, как делать так, чтобы не нарушать закон.

Если ваше право на безопасность покупаемой продукции было серьёзно нарушено, нужно подавать иск в суд. Самое главное – правильно составить текст заявления. В Центре защиты прав потребителей любому горожанину помогут сделать это безвозмездно. Номер бесплатного автоответчика Центра – 371-13-16.

Общения не хватает

Василий Мельниченко, фермер из поселения Галкинское:

– Я не удивлён, что на наших прилавках оказывается огромное количество контрафактной продукции, особенно из-за рубежа. Мы ведь очень мало своего производим, все везём из-за бугра. При этом предприниматели ставят перед собой единственную цель – заработать как можно больше денег. У них на уме одно слово – рентабельность. Их мало интересует качество ввозимой продукции. Они считают, что здесь все выпьют и съедят.

Контрафакт к нам повалил не вчера, а 20 лет назад, когда были размыты все границы. Как только рынок стал открытым, к нам повезли все подряд. Причём государство закрывает на это глаза, разрешая наживаться определённому кругу людей.

Скажу, что если бы таможенники не были коррумпированы, если бы правоохранительные органы не были в доле, если бы надзорные службы взяли всю ввозимую продукцию на контроль, то в этой сфере был бы наведён порядок. Пока же мы наблюдаем странную картину. Местных фермеров душат, не дают работать и производить качественную продукцию, а перед недобросовестными предпринимателями, травящими людей, горит зелёный свет.

Наказывать рублём!

Дмитрий Шалагин, старший тренер сборной Свердловской области по плаванию:

– Низкосортный товар сегодня действительно заполонил наши магазины. Качество продуктов всё хуже, при этом цены только растут.

Совет для потребителей здесь только один: внимательно смотреть на срок годности продуктов, не лениться и уделять этому повышенное внимание. Лучше потратить на изучение лишние пять минут, чем потом оказаться в больнице с отравлением. Для производителей главное – сбыть товар и получить прибыль, а дальше хоть трава не расти.

Чтобы уменьшить количество контрафакта на прилавках, нерадивых производителей и владельцев крупных торговых сетей и магазинов нужно наказывать рублём. В нашей стране это, по сути, единственный действенный способ. Никакие уговоры и разговоры уж точно не помогут. Причём штрафы должны быть такими, чтобы в следующий раз нарушать закон было неповадно и невыгодно. Пока же у нас, к сожалению, проще заплатить штраф или откупиться.

В то же время я не верю, что привлечение к данной проблеме общественников, которые бы ходили с проверками по магазинам, способно повлиять на обстановку в лучшую сторону. Как правило, общественники много болтают языком, а толку от их слов очень мало.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах