Два года космического сна
Этот яркий пример научно-фантастического кинематографа четкой гранью разделил мнение общественности на несколько лагерей: одни прониклись философией картины, которая служит толчком к размышлению; другие разочаровались в сюжете и его нелогичности; ну а последние, коих меньшинство, так и не поняли, получили они то, чего так ждали, или все-таки остались несколько обманутыми. На самом же деле эта картина, вызвавшая столько противоречий, в равной степени отвечает всем вышеприведенным суждениям.
Начало этой стремительно развивающейся истории положено у темных пещер шотландского острова Скай. В далеком 2089 году группа археологов-исследователей находит наскальные изображения, которым уже больше 35 тысяч лет. По понятным причинам эта уникальная находка является для героев фильма не только ценным музейным экспонатом, но и очередным доказательством, что в те далекие времена человечество преклонялось перед некими гигантами, указывающими на найденном рисунке путь сквозь Вселенную. Чтобы найти ответы на вечные вопросы и понять, чем человечество является на самом деле, археологи Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй в составе команды других ученых отправляются в длительную космическую экспедицию, которая длится два года.
За что боролись, на то и напоролись
Некоторое недоумение в мозг закрадывается уже в тот момент, когда команда научно-космического судна «Прометей» медленно и болезненно выходит из долгого анабиоза, а затем собирается в спортивном зале, чтобы зачинщики полета озвучили преследуемые цели. Вполне резонно возникает вопрос: как так вышло, что биологи, геологи и другие ученые люди, соглашаясь на это рискованное путешествие к далеким системам, оказались не в курсе дела? Этот эпизод можно было бы объяснить полной секретностью проекта, спонсором которого выступил не последний человек на Земле - глава корпорации «Вейланд», однако есть одно но. Почему человек, обладающий более чем нескромным капиталом, нанял для такой серьезной задачи не полностью укомплектованную группу, заинтересованную в фундаментальном открытии, а отправил на поиск Создателей человечества людей, чьи интересы сводились только к деньгам, без всякой исследовательской искорки? Это заметно без всяких дополнительных объяснений по поводу поведения прибывшего на неизвестную планету экипажа. С другой стороны, не будет глупых героев - не будет и личностей, которые ввязываются в «нехорошие» истории и гибнут самым неприятным образом.
Поведение ученых на неизвестной планете, которая находится так далеко, что ее не видно с поверхности Земли, вызывает не меньшее удивление, чем созданные художниками фильма потрясающие пейзажи или работа Гигера над декорациями фильма. Исследователи с такой простотой и наивностью полезли в подозрительного вида инопланетную постройку, что никаких других мыслей, кроме как о человеческой невежественности, в голову не приходит. Вторгаясь во владения предполагаемых создателей наших далеких предков, гости с Земли проявили не больше осторожности и уважения, чем на дружеском пикнике. За что герои сполна поплатились. С такой жаждой докапывались они до истины, что не заметили, как нашли не колыбель человечества, а ее погибель. Это еще раз доказывает: сколько бы лет ни прошло с момента создания нашего рода, вряд ли его представители когда-нибудь смогут приблизиться к таким глубоким тайнам мироздания и остаться при этом в живых.
Второй части быть?
По большому счету все те напасти, которые свалились на голову космическим горе-путешественникам, не вызывали никакой жалости, отчего в голове всплывает вопрос: а был ли в них вообще какой-то смысл? Одна лишь Нуми Рапас, которая исполнила роль Элизабет Шоу, грела душу своей игрой и процессом рождения в хрупком женском теле твердого характера, позволяющего ей выжить и идти дальше, чем героиня сильно напомнила зрителю Эллен Рипли. Она теряет любимого человека, без лишних сомнений ложится «под нож» и в таком состоянии, когда из ее тела уже извлечена спрутоподобная тварь, вновь идет в темные лабиринты, зная, что там кроется только смерть и нет никакого знания.
Конец фильма, как густой жижей, наполнен чувством безысходности, страха, смерти, выросшим до размеров коровы монстром, и пониманием или бессознательным отказом от того факта, что создатели решили заморить, как насекомых-паразитов, своих «детей». Уничтоживший своим телом страшную угрозу космический корабль «Прометей», который должен был, как и его мифологический тезка, нести людям свет, чуть не стал причиной необратимой гибели хомо сапиенс от неизвестной субстанции, с которой не смогли справиться даже сами Инженеры Вселенной. Последние минуты экшена традиционно, по-американски, приправлены щепоткой героизма и твердости духа, а покинувшая негостеприимную планету Элизабет Шоу намекает нам на то, что, возможно, не за горами и вторая часть фильма «Прометей».
Смотрите также: