В 2011 году свердловским льготникам российский бюджет выделяет более 1, 320 млрд рублей. Эта огромная сумма должна пойти на приобретение лекарств, однако расходуется несколько иначе… «АиФ-Урал» постарался приподнять завесу тайны над механизмом распределения бюджетных потоков, попавших в систему здравоохранения.
Обеспечение лекарственными препаратами всех, кому они положены по закону, наравне с формально бесплатной для граждан медпомощью остается наиболее затратной статьей государства. Судите сами, 30 декабря 2010 года Правительством РФ принято два постановления - 1198 и 1199, в соответствии с которыми на дополнительное медицинское обеспечение уральских льготников выделено более 1 млрд. 329 млн. рублей.
Формальным распорядителем этих денег становится региональный минздрав, однако по закону за эти бюджетные средства должны побороться фирмы-поставщики. Получит их тот, кто сможет предоставить самую низкую стоимость при фиксированных стандартах качества. То есть предложить качественные лекарства по самой низкой цене. Соискателей этой услуги, в свою очередь должен отобрать Департамент госзакупок Свердловской области, выступающий в качестве организатора конкурс. Это в теории.
Что касается практики, то поступивший в Свердловскую области «лекарственный миллиард» уже начали делить. По словам председателя комитета государственных и муниципальных закупок объединения предпринимателей «ОПОРА» России Дмитрия Тихонова, первый конкурс должен был состояться уже 4 марта. Планировалось, что тогда же определиться и получатель львиной доли этих федеральных денег – более 800 млн. рублей. Однако, как в минувший вторник решило Свердловское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС), конкурсы не состоятся. Почему?
Причиной отказа ранее четко работавшего механизма стала жалоба Дмитрия Тихонова в УФАС. В своем заявлении антимонопольщикам он указал на ряд имеющихся на его взгляд нарушений. «Прежде всего, был нечетко прописан предмет контракта: что в обмен на миллионы рублей должны будут сделать поставщики? Закупить препараты, довезти их до места либо потратить средства на что-то другое?», - задается вопросами Тихонов. Он не исключает, что вместо закупки лекарств часть средств затрачивается на деятельность фармацевтических гигантов, которые в свою очередь те же самые препараты продают через розничную сеть области, получая дополнительные прибыли. «При этом можно говорить о значительном коммерческом интересе должностных лиц, осуществляющих размещение и проведение таких аукционов. Считаю, что сумма более 1 млрд. рублей расходуется не по назначению. И такие аукционы проходят ежегодно». - отмечает представитель «ОПОРЫ». По словам ее представителей, в конкурсных документа нечетко прописывались условия расходования средств: сколько стоит лекарство, какова цена его доставки, сколько – вознаграждение аптеки.
Так или иначе, но с позицией заявителя о том, что в отрасли фармзакупок «мутные правила игры» согласились и антимонопольном управлении. УФАС отменила запланированные конкурсы, как организованные с нарушением законодательства. В связях Минздрава, организатора конкурса и возможных поставщиков Дмитрий Тихонов и видит корни коррупции.
Стоит отметить, что это решение может сказаться на бизнесе ООО Торговый Дом «Радуга», принадлежащего депутату верхней палаты Свердловского парламента Александру Серебренников. Его предприятие, по словам Тихонова наряду с ГУП СО «Фармация» практически ежегодно становилось получателем крупных федеральных траншей на закупку лекарств.
Сам Александр Серебренников не стал комментировать ситуацию с претензиями УФАС, объяснив это недостатком имеющейся у него информации. «Я не могу прокомментировать это, у меня нет документов. Действительно, свое вознаграждения получают и аптеки. Однако, ФЗ 94 (закон о закупках – ред.) позволяет участвовать в конкурсе любому желающему. Маленьким компания, конечно, тяжело участвовать, поскольку в данном случае большой лот и может не хватить залога», - заявил «АиФ-Урал» Серебренников, объяснив почему «Радуга» может претендовать на столь большие заказы.
Между тем, как отметил официальный представитель Свердловского Минздрава Константина Шестакова, никаких нарушений в сфере фармпоставок быть не может. «У нас в год проходит по 40 проверок. А что касается вознаграждения тем, кто победил в конкурсе, то этот процент фиксированный и прописывается в договоре», - отметил Шестаков. Пояснить какой конкретно процент от упомянутых 800 млн. рублей получает победитель конкурса, он затруднился.
Смотрите также:
- Областные власти очистят рекламный рынок Екатеринбурга от «серых» схем →
- Свердловским чиновникам запретили сокращать «Российскую Федерацию» →
- На Урале назначается новый контролер →