– Можно, конечно, кропотливо разобрать – какой стране конкретно и сколько списали из этих денег. Оценивать ту вероятность, с которой эти страны могли нам отдать хоть что-то, раз уж не могут все. И это будет вполне себе содержательный спор. Но, положа руку на сердце, мы списали долгов гораздо больше, и эти 20 млрд – лишь малая толика в них. Всего мы простили за последние 20 лет порядка 145 млрд, в том числе: более 31 млрд – Кубе, 21,5 млрд – Ираку, более 11 млрд – Монголии, примерно по 11 млрд Афганистану и КНДР (каждому), по 10 млрд – Сирии и Вьетнаму, чуть менее 5 млрд – Алжиру, 4,5 млрд – Ливии, 3,4 млрд – Никарагуа, и, наконец, 20 млрд Африке (в том числе 3,5 млрд – Анголе и 4,8 млрд – Эфиопии и так далее).
Тема обширная на спекуляции. И можно спорить долго и жарко. Или писать тома исследований. В чем состоит моя личная позиция? Рассказываю.
Судя по приведенному списку, можно понять, что это старые советские долги «друзьям» СССР. Как правило, это поставки или оружия, или техники двойного назначения. Потому что строительство объектов инфраструктуры (мосты, здания, предприятия и т.п.) чаще всего не попадало в долги этих стран уже тогда, и проходило по статье «безвозмездная помощь». Например, практически ничего из построенного в Афганистане не стало их долгом. И так далее. То есть это долг военно-технического происхождения.
Долг этот номинировался чаще всего в инвалютных рублях, в так называемых «клиринговых» рублях. Редко в долларах или золоте. Были долги с такой мало кому известной ныне валюте, как экю. И после распада СССР в 1991 году возник закономерный вопрос о переводе этого рублевого долга в доллары. Как цинично шутил в то время наш бывший большой друг Каддафи: «Вы поставляли нам все в рублях? Вот в рублях и будем платить. Как, у вас уже нет советских рублей? Вот видите, значит, и долгов у нас нет». В итоге он формально долг признал, и мы его тут же списали. И вот этот нюанс о переводе долгов в несуществующей валюте несуществующей страны изначально был нерешаемым.
Напомню, что РСФСР (ныне Россия) тогда взяла на себя все долги СССР. При этом нам должны были больше, чем мы. Примерно 70 млрд долларов против 150 млрд. Но проблема была в том, что МЫ должны были в долларах чаще всего развитым странам, и долги эти были тщательно юридически оформлены. А вот НАМ были должны практически все нищеброды планеты. И долги это были, как я уже сказал, пересчитанные из инвалютных рублей.
Впрочем, про нищебродов погорячился. Можно, наверное, было что-то взыскать с богатого Ирака. С Алжира. С кого-то еще. И, если мы поднимем прессу того времени, то вспомним, что вокруг наиболее «вкусных» должников была подковерная борьба, отголоски которой часто попадали в прессу. Мы вспомним, что именно в результате такой борьбы отсидел в СИЗО более полугода на стыке 2007 и 2008 годов заместитель министра Сергей Сторчак. Речь шла вокруг долга Алжира, который всегда был платежеспособен. И то, что последние 7-8 лет особых скандалов вокруг этой темы нет, не значит, что там нет информационных поводов.
Прощение старых советских долгов странам континента было предопределено еще и потому, что те – где-то авторитарные, а где-то и просто диктаторские – режимы наших африканских «друзей» уже давно поменялись. Чаще всего. И текущим политическим элитам, которые чаще всего не имеют никакого отношения к тем, кто подписывался там под долгами 25 лет назад, платить их нет никакого желания. Понятно, что капают какие-то проценты. Но не думаю, что это как-то мотивирует нынешние политические элиты стран – должников.
Впрочем, на прощенных африканских долгах советские долги практически заканчиваются.
Собственно, само по себе прощение долга все равно имеет немалую ценность в виде некоего обязательства на продолжение сотрудничества в экономической и политической сфере. Но, боюсь, и этого мы в ответ не получим. Да, есть некие проекты по строительству в Марокко НПЗ. Кому-то из этих стран мы пытаемся впихнуть какие-то ядерные разработки или, как в случае с Кубой, строительство железных дорог. Но будем откровенны. Если что и готовы брать у нас во всем остальном мире, то это оружие и какие-то военно-технические разработки. Потому что оборудование того же НПЗ будет на 5-75% сделано на оборудовании нероссийского происхождения. И пусть теперь поставки военного назначения будут номинированы в долларах, но это старый добрый кредит. И не придется ли нам опять его списывать через 15-20 лет – вопрос.
Африка в стратегическом плане, как мне кажется, проиграна. Мы плохо знаем об экспансии туда Китая, а между тем он там осуществляет вложения в инфраструктуру уже на сотни миллиардов долларов. Строят на китайские деньги, китайские компании и рабочие. На материалах и оборудовании собственного китайского производства. И мы, будучи экономическим карликом в мировом масштабе, Африке особо ничего предложить не можем. Объем торговли со всем континентом – это 20-25 млрд долларов в год. Да и те приходятся в основном на продукты, особенно на зерно для Египта, Марокко и Алжира. Где нас легко заменит та же Украина и другие производители в любой момент, так как рынок высоконкурентен. Остальное – по мелочи. Если, опять же, вычесть оружие. Вот и все.
Информационная волна этого, последнего списания (предыдущие списания были в 2006, 2014 годах, в основном) связана по большей части с тем, что в собственной стране уже 6 лет подряд падает благосостояние населения. И этот диссонанс, конечно, слишком выпуклый, чтобы его не отметить. Выглядит странно строительство железной дороги на Кубе в условиях, когда в России такие дороги нужны как воздух.
Ну, в итоге повторюсь – эти долги были виртуальные. И жалеть о них не стоит.
Смотрите также:
- Катаклизмов все больше? Климатолог о том, к чему быть готовым человечеству →
- Уральский фриланс: полная свобода и… неуверенность в завтрашнем дне →
- Фарух Мирзоев: «Среднему Уралу без мигрантов не обойтись» →