На Среднем Урале бурно обсуждается возможность тотального перехода школ, лицеев и гимназий на пятидневный режим обучения. Робкие голоса противников инициативы еле слышны в ликующем гомоне сторонников «лишнего» выходного.
Учение – не мучение
В переходе общеобразовательных учреждений на пятидневку признаков революции нет. В городах области в таком режиме вот уже несколько лет работает немало школ. В Екатеринбурге процесс сокращения учебной недели проходит в подавляющем большинстве случаев частично. Так, например, в 23 школах по «усечённому» графику учатся ребята по одному из уровней образования: начального, среднего или основного. Больше всего повезло младшим классам, они имеют дополнительный выходной в 88,8% школ города.
По словам Володина, переход на новый режим обучения не должен быть резким и поспешным. Необходимо всё тщательно продумать, разработать механизмы, чтобы, с одной стороны, не пострадали образовательные программы, были соблюдены все санитарные требования, а с другой – педагоги с потерей учебных часов не лишились заметной части заработной платы. В той же школе №112 зарплатный вопрос решается просто – в высвободившуюся субботу учителя подтягивают отстающих ребят, консультируют выпускников и потенциальных медалистов.
«Я не вижу проблем в переходе на пятидневку даже школ с углублённым изучением отдельных предметов, и директора этих школ подтверждали – да, это возможно, – говорит Игорь Володин. – А закрепление сокращения учебной недели на законодательном уровне необходимо для того, чтобы руководители школ не стеснялись это делать, не боялись допустить ошибку».
Сожалений нет
Обсуждая инициативу в социальных сетях, большинство родителей голосуют «за». «Мой сын так выматывается за пять дней, что в субботу я провожаю его в школу совершенно подавленного, – рассказывает мама пятиклассника Маргарита Скрябина. – Только за первую четверть он раз пять вымаливал у меня возможность прогулять субботние уроки. И, по большому счёту, я его понимаю. Уроки с восьми утра (тоже, кстати, проблема), потом «музыкалка», потом «домашка» и всё, остаётся только свалиться в постель. А пошуметь, поиграть, погулять, просто побездельничать?»
Конечно, есть отдельные родители, которые не то чтобы против пятидневки, но вполне терпимо относятся и к традиционному режиму учёбы. «Многое зависит от того, как в семье выстроен режим жизни. При разумном подходе можно организовать вполне полноценный отдых ребёнка и в воскресенье. Просто надо не лениться выбираться на природу, например, отрывая его от гаджетов. А в учебные дни не стоит перегружать ребёнка дополнительными занятиями по принципу «драмкружок, кружок по фото, нам ещё и петь охота», – говорит мама восьмиклассницы Софья Пригова. – К тому же у нас сегодня большинству выпускников и так репетиторы нужны перед ОГЭ и ЕГЭ, не упадёт ли качество образования с появлением дополнительного выходного? Я думаю, что идеальным вариантом была бы свободная суббота с дистанционным обучением».
В школе №3 посёлка Черноисточинск Пригородного района, которая перешла на пятидневную учебную неделю несколько лет назад, проблемы с освоением дисциплин не видят.
Опыт «школ-пятидневок» показывает, что изменить график обучения (до тех пор, пока эти изменения не произошли тотально) несложно, для этого нужны: инициатива родителей (в лице родительских комитетов), опрос всего родительского сообщества (за пятидневку должно проголосовать большинство) и решение администрации образовательного учреждения.
Реформа: не гнать коней
– Главное, чтобы в эйфории от возможности получить дополнительный выходной, не наломать дров. Этот вопрос нельзя решать наспех, тут нужно «семь раз отмерить».
Прежде всего стоит задуматься о том, чем будут дети заняты в полученное свободное время. Смогут ли родители, у которых в выходные немало дел, организовать их досуг? Будет ли он плодотворен с точки зрения педагогики, воспитания, укрепления здоровья? Меня по этому поводу «терзают смутные сомнения». Я наблюдаю, как и дети, и взрослые живут сегодня, уткнувшись в телефоны. По сути, школа или занятия в кружках и секциях – это пока единственное время, когда дети живут в реальном, а не в виртуальном пространстве. Если и дополнительный выходной будет проведён в телефоне или компьютере, какой будет прок? Очевидно, что никакого.
Смущает меня и неизбежная перекройка учебной программы в сторону увеличения нагрузки на рабочие дни недели. Сегодня, к сожалению, и так не приходится говорить о глубине изучения материала, особенно по гуманитарным дисциплинам. Не получится ли, что мы будем скакать галопом по европам?
Затевая какие-либо реформы в образовании, мы должны в первую очередь думать о ребёнке. И ещё о том, что не зря ведь сложились традиции отечественного образования, они были заложены достойными умами. В конце концов, образование СССР было самым сильным в мире, так есть ли смысл безоглядно отвергать всё наследие? Словом, не стоит гнать коней, и если уж что-то изменять в учебном процессе, то делать это нужно продуманно.
Отдых лишним не бывает
– Конечно, я поддерживаю инициативу перевода всех школ на пятидневную учебную неделю. При сегодняшней загруженности детей дополнительный день для отдыха лишним точно не будет. Сегодня же получается, что школьники полноценно не отдыхают: по сути, на отдых у них остаётся только один день. При этом выполнение домашнего задания нередко крадёт время сна, что абсолютно недопустимо. Мало того, что детям необходим 8–9-часовой сон, так ещё и отбой у них должен быть не позднее 22 часов, ведь время с 22.00 до 01.00 – это самый продуктивный, самый физиологичный сон. Напомню и про питание, интервалы между приёмами пищи у школьников не должны быть дольше 3–4 часов. Соблюдение режима питания – 90% здоровья ребёнка.
Дополнительный выходной даст детям возможность больше времени проводить на свежем воздухе (об этом должны позаботиться родители), а пользу от прогулок трудно переоценить – это и укрепление иммунитета, и борьба с гиподинамией, и улучшение работы мозга, и поднятие настроения.
Смотрите также:
- Максимальная забота. Как выбрать правильный частный детский садик? →
- Школы Екатеринбурга готовятся перевести на пятидневку →
- Новый учебный год на Урале: осторожно, школа! →