Если подсчитать все расходы за год (питание, рабочие тетради, охрана, клининг, мелкий ремонт и благоустройство, репетиторы, секции, экскурсии, необходимость занять ребенка после уроков и т. д.), не удобнее ли перевести ребенка в частную, где «всё включено»? Что по этому поводу говорят сами дети и их родители, чиновники и статистика – выяснял журналист «АиФ-Урал».
По данным мэрии Екатеринбурга, в городе 163 муниципальные общеобразовательные организации. И 12 частных. Стоимость обучения в них в среднем составляет от 110 000 до 234 000 рублей за учебный год (9 месяцев), в зависимости от класса и дополнительных услуг.
Чему и как учат в частных школах?
Благодаря такой специализации семьи могут выбрать те ценности, которые важны именно для их ребёнка и его будущего. Хотите усиленное изучение иностранных языков и стажировку во Франции – записывайтесь в гимназию «Екатеринбург-Париж». Если для вашего сына или дочери важны посещения выставок, театров с познавательными экскурсиями по стране – вам в школу «Творчество». Если ваш ребёнок быстро утомляется, ему подойдёт школа «Индра», учебный год в которой разбит не на четыре четверти, как везде, а на шесть интервалов с недельными каникулами между ними. Есть в Екатеринбурге и православная гимназия, где дети в обязательном порядке ходят на исповедь, и гимназия при синагоге «Ор Авнер»…
Вне зависимости от специализации, учебный процесс в частных школах регулируется федеральным законодательством. Это означает, что при любом вашем выборе обязательную программу ребенок усвоит точно.
В чём плюсы частных школ?
Мы провели опрос родителей, чьи дети посещают частные образовательные заведения Екатеринбурга, и выяснили, что их там привлекает.
- Небольшие классы (10–15 детей).
- Разнообразие уроков и кружков, соответствующих интересам ребёнка.
- Разнообразное и качественное питание.
- Хорошая материальная база, современные компьютеры, проекторы, делающие процесс обучения интерактивным и интересным.
- Квалифицированные педагоги, заинтересованные в результате обучения и воспитания.
- Финансовый вопрос.
Все привыкли считать, что частные школы – дорогое удовольствие, которое может себе позволить не каждый. На самом деле этот поверхностный взгляд не так уж объективен. Когда вы отдаёте ребёнка в частную школу, все разрозненные расходы исчезают. Здесь есть свои хорошие учебники. Ребенку не понадобится репетитор, т.к. он может больше заниматься с учителем, а различные кружки уже включены в стоимость. И если посмотреть с этой точки зрения, обучение в частной школе уже не кажется таким дорогим.
Мама семиклассницы – ученицы частной гимназии Екатеринбурга – Ирина довольна прежде всего тем, что ребёнок занят весь день. «Я спокойно утром отвожу дочь в школу, а вечером забираю, зная, что она в надёжных руках педагогов. Дочь идёт в школу с огромным удовольствием, а это для меня показатель. Не были бы довольны, перешли бы в обычную школу. Даже когда встал вопрос переезда в другой район города, мы не стали менять школу», – рассказывает Ирина.
Выпускник ЧОУ СОШ «Творчество» Влад Зеленский так отзывается об итогах своего обучения: «Я учился в частной школе с 1-го по 11-й класс. И слышал от многих ребят, кто переходил к нам, что с нашей не сравнится никакая другая школа. По отношению к ученикам, по подаче знаний, даже по тому, как нас кормили. Сейчас я учусь в УрФУ, в высшей школе экономики и менеджмента, и, один из немногих ребят, учусь не на двойки и без долгов».
Минусы частных школ
Но, конечно, есть в частном образовании и своя ложка дёгтя. И, по мнению родителей, это не только стоимость.
- Частные школы заинтересованы в каждом ученике, поэтому в некоторых процветают чрезмерно мягкие порядки. Учителя могут завышать детям оценки, чтобы создать у родителей видимость хорошей успеваемости.
- Чрезмерное дружелюбие. Некоторые родители отмечают нарочитую атмосферу дружелюбия, когда ребёнка ограждают от любых проблем и это формирует у него неправильное представление о реальном мире.
- Социальный статус. Многие частные школы доступны среднему классу, но есть и более дорогие учреждения, ориентированные на состоятельные семьи. Отправляя ребёнка в частную школу, обязательно надо учитывать фактор социальной среды. Если вы накопили денег и можете себе позволить обучение в дорогой школе, это, конечно, хорошо. Но, оказавшись в окружении богатых детей, ребёнок может почувствовать себя изгоем, появятся комплексы.
В свою очередь, директора частных школ говорят, что этот бизнес чаще всего держится на голом энтузиазме. Основная проблема частного образования в современной России – отсутствие постоянных серьёзных спонсоров и поддержки властей.
Каково качество образования?
Один из вопросов, который активно обсуждают на форумах родители, – это качество образования в частных школах. Существует точка зрения, что учителя-«частники» слабее и ребёнку, которого переводят из платной школы в обычную, иногда приходится подтягиваться по предметам. Но в частных школах готовы привести много обратных примеров, когда ребёнку, перешедшему из муниципальной школы, приходилось нагонять сверстников.
Статистика частных школ говорит, что итоги сдачи ЕГЭ среди их учеников примерно такие же, как в среднем по городу. Выпускники некоторых сдают даже лучше среднего. По крайней мере, таких, кто не сдал ЕГЭ, в екатеринбургских частных школах нет.
Выпускники екатеринбургских частных школ в основном ориентированы на поступление в местные вузы. Как показывает практика, поступают и на платные, и на бюджетные места. Есть и такие дети, которым даже при обучении в частном заведении советуют заканчивать не 11, а 9 классов и получать среднее специальное образование, не зацикливаясь на высшем.
Конечно, все родители делают свой выбор. И многие соглашаются с позицией Валентины А., учителя обычной муниципальной школы Екатеринбурга: «Образование в обычных школах с каждым годом становится всё лучше и лучше. Зачем тогда частные школы? Лишняя трата денег или прихоть богатых родителей. Учебный процесс во всех учреждениях идёт по единой системе. Все дети в конце обучения сдают ЕГЭ, базу знаний получают примерно одинаковую, только пути получения этих знаний разные. Какой тогда смысл в частной школе?»
Мнение власти
– Муниципальные школы Екатеринбурга полностью обеспечивают и охват населения образованием, и его качество. Но среди родителей и детей всегда есть группы с нестандартными запросами, на которые массовая школа не ориентирована.
Например, есть дети, которым для удержания мотивации требуется много внимания и постоянная психологическая, педагогическая поддержка. Есть школы, работающие под особые культурные и социальные запросы. Право выбора учреждения закреплено законом и остаётся за родителем ребёнка.
Без страха и отвращения
Когда мой ребёнок пошел в первый класс обычной общеобразовательной школы, семья оказалась не готова к тому, насколько много отрицательных эмоций и абсурда сопровождает процесс познания в общеобразовательной системе. Возникли мысли об уходе из школы. А потом всё ярче становилась моя давнишняя мечта создать свой проект. Ведь в школе ребёнок проводит много часов, и хочется, чтобы в них была настоящая жизнь – с открытиями, удивлением, свободой и творчеством. И настоящими знаниями, которые не испаряются быстрее, чем впитываются.
И вот, наконец, с 2019 учебного года мы запускаем свой проект «Хорошая школа». Пока это один класс для третьеклассников, выбравших для себя семейную форму образования. Мне не хочется противопоставлять себя системе, просто она не подходит моему ребёнку, нашей семье и ещё нескольким ученикам, которые проведут этот год вместе с нами. Мои ценности и убеждения расходятся с ценностями массовой школы. И я очень рада, что наш закон об образовании разрешает обучать своих детей так, как родители считают нужным. Это большой вклад в будущее. Отвечать за образование самим – большая ответственность. А значит, и дети вырастут не только свободными и творческими, но и более ответственными.
Мы опираемся на программу, соответствующую ФГОС, и вместе с тем имеем большую степень свободы, чтобы сделать обучение интересным. Вместо борьбы с системой у детей и родителей есть возможность и силы заниматься тем, что действительно важно. Тогда психологически дети получают меньше стрессов, чаще чувствуют себя в ситуации успеха, учатся слышать себя и свои потребности, находят внутреннюю мотивацию к обучению. Им легче учиться, легче выбирать направление своей деятельности, они не испытывают страха или отвращения к учёбе. Соответственно, и поступление в вуз будет проходить намного легче.
Подготовила Лиля Гевличева