Какой ещё гном? Что вдохновляет и мотивирует уральских учителей

Юлия Пирогова / «АиФ-Урал»

Школьный звонок. Ближайшие 40 минут они вновь будут передавать детям самое ценное – знания. Учителя. Мы видим их радостных, отдохнувших – особенно после летних каникул. Сосредоточенных, иной раз утомленных – в течение учебного года. Какими силами и возможностями дается им целый год обучать ребят – пожалуй, знают лишь они.

   
   

День учителя отмечается 5 октября. Это официальный профессиональный праздник работников среднего образования в Российской Федерации. Для большинства из нас – замечательный повод поздравить любимых педагогов (тех, кто работает в школе, и кто уже на пенсии), выразив им благодарность за труд, внимание к детям.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Когда-то и наши учителя были девочками и мальчиками. Играли во дворе, ходили в школу, мечтали…

– С 6 класса одноклассники стали обращаться ко мне за помощью в учебе, – рассказывает Екатерина Булатова, кандидат педагогических наук, учитель начальных классов, репетитор из Екатеринбурга. – Списывать я не давала, принципиальная была. А вот объяснить тему, чтобы одноклассник потом сам выполнил по ней задание, – это пожалуйста. Получалось насколько хорошо, что когда в 11 классе стала мечтать о модной тогда профессии бухгалтера, мама настояла на педагогическом университете. Вот уже 12 лет успешно работаю по специальности. Правда, последние годы – как репетитор. Нравится индивидуальная работа с учениками, полное погружение в тему.

– В районном поселке городского типа Дружинино я отучилась в школе №13, – делится Светлана Винтер, учитель английского и немецкого языков. – И вот уже 30 лет работаю в ней же! Трудовую деятельность начинала в коллективе с учителями, которые меня учили. А ведь в педагогический университет изначально я не собиралась поступать. Шла на экономический, не сложилось. Немецкий язык мне всегда нравился, так возник в моей жизни факультет иностранных языков.

– Учась в педагогическом университете, переживал, правильный ли делаю выбор профессии, – признается Григорий Локосов, учитель истории и обществознания лицея №88 в Екатеринбурге. – Ведь учителями работают, преимущественно, женщины. Да и смогу ли обеспечить семью, детей на зарплату учителя?.. Ответы пришли во время педагогической практики на последних курсах университета, когда узнал нюансы работы в школе. И в виде совместного решения с супругой – учителя русского языка и литературы – работать в одной школе. Сегодня педагогика для нас – дело семейное.

– Мне всегда нравилось играть, работать с детьми. В семье много педагогов – бабушка, папа, сестра. Поэтому я даже не задумывалась, с какой профессией связывать будущее. Рада, что стала учителем, – говорит Анна Пантелеева, учитель информатики лицея №12 в Екатеринбурге.    
   

ЭЛЬФ, ИГРЫ И ПАМЯТНИКИ

В процессе обучения детей, общения с ними возникают разные ситуации. Бывают смешные, бывают поучительные.

– С 5 классом играли в мяч, изучая цифры на немецком языке, – вспоминает Светлана Винтер. – Бросаю мяч: «Эльф!». Ученик должен озвучить перевод – одиннадцать. А он мне: «Гном!». Удивляемся с классом, какой еще гном… Ученик серьезно отвечает: маленький, с большими ушками. Ребята смеются, объясняют, что числом ответить нужно. Вот тогда все запомнили, как по-немецки будет 11.

– На репетиторство ко мне пришел заплаканный ученик 4 класса, – рассказывает Екатерина Булатова. – Ему задали написать сочинение – письмо другу с описанием достопримечательностей Екатеринбурга. А он почти ничего не знает про свой город... Только памятник Ленину на главной площади. И маршрут «дом-школа-секции-бабушка». Ребенок много раз отдыхал в Египте, в Турции. А с родным городом, получается, не познакомился… Сочинение, конечно, написали. Родители для сына провели обзорную экскурсию по городу. Поучительно: сегодня мы часто знаем многое про мир, и немного – про своё, родное.

– Супруге дали классное руководство в 5 классе, не мог не помогать с выполнением обязанностей классного руководителя. Для детей вскоре стали классным папой и классной мамой. Конечно, разные случаи происходили, даже курьезные – рассказывает Григорий Васильевич. – Однажды с учениками пошли в Музей истории России. Рядом с ним тогда ещё громоздился впечатляющий обломок телебашни. Слушаем экскурсию, вдруг мультимедийные экраны музея начали мигать, трястись. Подумали, может спецэффекты. Оказалось, в этот момент с целью демонтажа взорвали оставшуюся часть телебашни. Была башня, не стало башни. Вот так самым интересным в том походе оказалось то, что произошло на улице, – делились впечатлениями дети.

– На каждый урок информатики ребята средних и старших классов приходят с вопросом: «Когда мы будем играть в игры на уроке?», – делится Анна Пантелеева. – У детей информатика, а компьютеры ассоциируется с играми. Так у меня появилась идея в конце года осуществить мечту ребят. Устроить среди учеников нашего лицея чемпионат по компьютерной игре (связанной со строительством, типа Маинкрафт). Надеюсь, получится воплотить задуманное.

ДАРИТЕ УЧИТЕЛЯМ УСПЕХИ!

Когда спрашиваешь у учителей, что их больше всего вдохновляет в работе – временами сложной, интенсивной, стрессовой, отвечают одинаково – дети. Успехи и достижения ребят в учебе, в образовательных конкурсах, полученные ими награды, поступление в учебные заведения, о которых мечтали. А ещё – когда на урок они приходят в хорошем настроении, с позитивными мыслями, воодушевленные, желающие получать знания, стремящиеся к ним. И дружные друг с другом.

– Первый День учителя для меня совпал с первым опытом классного руководства. Это был очень дружный класс, – вспоминает Анна Пантелеева, учитель информатики лицея №12 в Екатеринбурге. – До сих пор помню, как ребята поздравили меня – сами подготовили классный уголок, на доске написали поздравления. Когда я вошла в кабинет, все встали, дружно поздравили. Было очень приятно! Особенно – сплоченность и искренность ребят.

– Рано утром в день рождения прихожу в школу, открываю кабинет, – улыбается Светлана Винтер, учитель английского и немецкого языков в школе №13 в Дружинино. – Вдруг из-под парт выскакивают ребята моего 8 класса – с цветами, шариками, подарками. Мне, конечно, радостно. Но и шок – от внезапности произошедшего и непонимания, как дети в класс попали. Оказалось, директор пустила. Очень яркий сюрприз получился!

– В День учителя, другие важные для школьной жизни даты, дети желают педагогам умных и покладистых учеников, – говорит Григорий Локосов, учитель истории и обществознания в лицее №88 в Екатеринбурге. – Чтобы у учеников был серьезный подход к обучению, поведение на должном уровне. Хотелось бы, чтобы пожелания сбылись, а данные обещания были сдержаны. Я ожидаю от учеников, прежде всего, ответственности за свои слова и решения. Уверен, для всех учителей это будет лучший подарок.

В День учителя, да и не только в этот праздник, давайте благодарить, уважать учителей. Тех, кто еще работает в школах. И тех, кто уже на пенсии. Им важно лишний раз получить подтверждение, что они не зря работают для нас и наших детей. Радуйте учителей своими успехами. Это их отлично вдохновляет и мотивирует! С Днем учителя всех учителей поздравляют и «Аргументы и Факты – Урал».

История праздника
День учителя отмечается в первое воскресенье октября с 1965 года. В 1994 году празднование зафиксировали на 5 октября. Праздник имеет международный статус. Всемирный день учителя отмечается в более, чем 100 государствах мира.