От Победы до Белой металлургии. Пять эпох одного колледжа

Историю любого учебного учреждения можно поделить на периоды, циклы, эпохи. У Первоуральского металлургического колледжа их целых пять, и каждая связана с конкретными людьми.

   
   

Время первых

Становление колледжа началось в победном 1945 году, а идея его создания принадлежала легендарному директору ПНТЗ, Герою Соцтруда Якову Осадчему. Страна только-только расправилась с фашизмом, на производстве требовались уже не просто рабочие руки, а образованные специалисты.

Будущее Белой металлургии, которое готовит сегодня Первоуральский металлургический колледж, начиналось почти 75 лет назад. Фото: pmk-online.ru

Новый техникум разместился в бытовых помещениях цеха №2 и занял… всего полтора этажа.
Осенью 1945 года состоялся первый приём студентов. Все они работали только в дневную смену и были освобождены от сельхозработ. За хорошую учёбу награждались билетами в театр, продуктами, местами в общежитии и дополнительными отпусками. А уже через три с половиной года первые выпускники успешно защитили дипломные проекты. В то время техникум состоял всего из четырёх штатных преподавателей: химии и физики, математики, истории СССР, русского языка и литературы. Все специальные дисциплины давали работники Новотрубного завода.

Энтузиазм учащихся тех лет зашкаливал. Так, во время оттепели, в 1963 году студенты В. Мелихов, Н. Рябков и А. Казанцев по собственному почину создали действующую модель прокатного стана. Их пример оказался заразительным, и уже в следующем году появилось ещё несколько подобных разработок. Долгое время техникум страдал от нехватки учебных площадей. В новое здание на проспекте Космонавтов, 1 преподаватели и студенты переехали лишь во второй половине 60-х.

«Учитесь – продвинем»

«Я пришла в техникум в 1976 году, – вспоминает ветеран ПМК, преподаватель Людмила Степанова. – Хорошо помню студентов тех лет: «вечерники», они приходили учиться прямо из цехов. Почти у всех родители, дедушки и бабушки воевали на фронте или ковали Победу в тылу. Это были люди, которые уже зарабатывали на кусок хлеба, но мечтали о большем. Все были настроены очень серьёзно. Мастера говорили им: «Учитесь! Будете учиться – продвинем дальше». И они учились! Примерно 70% выпускников тех лет шли дальше, старались получить высшее образование. А главное – они были востребованы и очень этим гордились».

Заметим, что уже в 1978 году по итогам конкурса Министерства чёрной металлургии СССР техникум занял первое место по числу дипломных проектов, рекомендованных к внедрению в производство (69,6%). А в 1984 году методические разработки преподавателей были представлены на ВДНХ.
По словам Людмилы Михайловны, конкурс в техникум в то время был очень высокий, 5–7 человек на место: «Мы давали людям прекрасное образование, хорошие знания. Когда наши воспитанники поступали в вуз, ниже четвёрок не получал никто».

Но тут грянули бурные 90-е, которые сами по себе составили целую эпоху. В техникуме открылось дневное отделение, остро встал вопрос кадров. «Совместителей у нас было больше, чем штатников, но зато работало пять кандидатов наук!» – говорит Людмила Михайловна.    
   

Техникум продолжал оставаться основным поставщиком кадров для ПНТЗ, в нём ежегодно училось более 800 студентов. Многопрофильные мастерские, огромная библиотека, спортивный и тренажёрный залы… Параллельно стали готовить бухгалтеров. Социализм сменился капитализмом, страна испытывала проблемы, но многие ветераны ПМК с ностальгией вспоминают то время. Говорят, что трудности сплотили людей, все чувствовали приближение больших и важных изменений. И это время настало.

Человек-эпоха

Новая веха в жизни ПМК связана с директором Феликсом Исламгалиевым. Он руководил техникумом почти десять лет (с 2000 по 2010 год), и это был период серьёзных перемен, наград и достижений.
«По сути, мне пришлось играть роль антикризисного управляющего, – вспоминает Феликс Галиаскарович. – До техникума я руководил физико-математической школой. Разницу, конечно, почувствовал сразу. Там дети бегают на переменах, а здесь – деловая атмо­сфера, «брутальные» студенты, подход – как на производстве. Но ситуацию необходимо было менять. Стране уже не требовалось такого числа технарей, а у нас, к сожалению, не было таких мощных спонсоров, как сегодня. Чтобы выжить, приходилось зарабатывать самим. Нужно было вводить новые, востребованные специальности, не связанные с металлургией: менеджемент, прикладную информатику, автомеханику, юриспруденцию, архитектуру. Но мне очень повезло с командой. Люди поддержали меня, когда было особенно тяжело, сплотились вокруг единой цели, и это помогло нам выстоять. Мы стали лидерами не только в городе, но и в области, в России, дважды завоёвывали федеральные гранты…»

Действительно, в 2009 году техникум уже во второй раз стал победителем Всероссийского конкурса, получив грант в 54 млн рублей. Почти всё, что удалось организовать, обустроить Исламгалиеву и его коллегам в те годы, работает до сих пор. «Это действительно человек-эпоха, руководитель с особой хваткой, умением объединять коллектив и видеть направление развития», – говорят педагоги.
Показательный момент: когда Феликс Галиаскарович только пришёл в техникум, внебюджетные доходы учебного учреждения составляли 740 тысяч в год. Когда уходил – 54 млн рублей. А по образованию он – художник-график! Ничего удивительного, что с такими способностями в дальнейшем он два года работал замминистра образования Свердловской области

Высокая планка

Сегодня ПМК готовит высококвалифицированных молодых сотрудников, не только полностью готовых к требованиям современного производства, но и погружённых в корпоративную культуру – Белую металлургию.

Корпоративная образовательная программа вот уже восемь лет подряд действует благодаря государственно-частному партнёрству Группы ЧТПЗ, правительства региона и Первоуральского металлургического колледжа. Проект грандиозный, это не просто новый уровень образования, это новые перспективы для выпускников.

«Полагаю, причина успеха в том, что мы сами уже были готовы к этому проекту, – считает бывший руководитель ПМК (2010–2014 годы) Ирина Теслина. – Педагоги привыкли решать сложные задачи, металлурги также осознали: нужны новые кадры, новая философия труда. Конечно, поначалу было много скепсиса и опасений. Ведь система образования и бизнес – это два параллельных мира! Разные язык, мышление, дисциплина. Но параллельные прямые сошлись! Точкой соприкосновения стал созданный нами на базе завода образовательный центр».

«Программа «Белой металлургии» стала брендом, точкой роста для всего Первоуральска и импульсом для развития других предприятий – в Верхней Пышме, Полевском, Каменске-Уральском, – подчёркивает Феликс Исламгалиев. – Это доказывает, что сегодня востребованы не только трубы и металл, что нужно работать с социумом, с людьми, и прежде всего – через сферу образования».

«Сегодня в колледже учится 1 437 студентов со всей области, – рассказала «АиФ-Урал» директор ПМК Ольга Антипина. – То, что им доступно, даже не снилось людям, окончившим техникум ещё пару десятилетий назад. Но я уверена, что мы на 90% – преемники тех задач, которые ставили и решали наши предшественники. Они заложили столько всего, дали нам такой запас прочности, что нужно лишь продолжать, стараясь удержать эту высокую планку. Все эпохи, начиная с 1945 года, через СССР, перестройку, 90-е, нулевые и до наших дней – это единая цепочка времён, людей и событий. На тот фундамент, который заложили наши предшественники, мы опираемся до сих пор. Спасибо им всем за это».

Смотрите также: