Увы, утверждение, что сегодня дети практически не берут в руки книгу, недалеко от истины. Между тем с этим надо что-то делать.
За книгу с секундомером
Оставим за кадром вопрос общего культурного развития, которое формируется в том числе и в процессе чтения — это очевидно. Дело в том, что формирование навыков общения с книгой имеет сугубо прикладное значение. Не зря же в начальной школе учителя так много внимания уделяют технике чтения. В процессе поглощения текстов совершенствуется память, устойчивость внимания, грамотность. В конечном итоге скорость чтения — важный фактор, влияющий на успеваемость. Проведенные уральскими педагогами исследования показали, что те, кто стал отличником, в конце четвертого класса читали 130-180 слов в минуту, «хорошистом» — 100-120 слов, а «тихие троечники» — 80-90 слов.
В среднем самостоятельно читать более или менее полноценные тексты дети начинают в первом классе. В это же время необходимо работать над тем, чтобы повысить скорость чтения. Как? Главное помнить, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому педагоги рекомендуют упражняться в чтении с ребенком ежедневно. «Порционно» по пять-десять минут несколько раз в день.
Начинать стоит с книг, которые имеют большие иллюстрации, постепенно переходя на «голый текст». Литература для интеллектуальной гимнастики должна быть разнообразной: сказки, рассказы, басни, стихи, детские энциклопедии… Не следует забывать и о том, что книги должны соответствовать возрасту и интересам ребенка.
Очень важно, чтобы на первых порах чтение было совместным занятием ребенка и родителей, бабушек-дедушек, старших братьев и сестер. Ведь после того, как начинающий книгочей осилит текст, необходимо вместе его обсудить, чтобы помочь малышу осмыслить прочитанное, сделать выводы. Так сказать, закрепить материал.
Хороший пример тоже заразителен
Но! Чтение с мучением ни к чему хорошему не приведет. Заставлять ребенка садиться за книгу «кнутом» — порочная практика. Выход один — побудить у малыша интерес к книге. А вот тут стоит посмотреть на себя критическим взглядом. К великому сожалению, в том, что наши дети сегодня «не читающие», — наша вина.
— От семьи многое зависит, — говорит уральский писатель Ольга Колпакова. — Сегодняшнее поколение родителей — это те, кто бросились зарабатывать деньги: жизнь была такая. Большинству из них не то что читать детям, заниматься воспитанием было некогда. Ничего удивительного нет, что сегодня ценности у детей связаны с личностным обогащением. По всем опросам, именно зарабатывание денег, карьера стоят у детей из всех социальных слоев на первом месте. Это вот результат ценностного кувырка, который произошел за последние двадцать лет. Ничего удивительного в том, что сегодня дети не читают. Простой пример: сегодня множество программ на телевидении посвящено тому, как обустроить свою квартиру. И ни в одной вы не увидите стеллажа с книгами! Книга сегодня не стала нормой, не стала ценностью. Даже самые умные мамочки, с высшим образованием, на вопрос: «а у тебя ребенок такую-то книгу читал?» — отвечают: «нет, он мультик смотрел».
Вообще все просто. Ребенок, как губка, впитывает то, что видит. Если он регулярно наблюдает картину «папа и мама с книгой», это для него становится естественным, обыденным явлением.
— «Ген чтения» закладывается прежде всего в семье, — считает заместитель директора Свердловской областной библиотеки для детей и юношества Наталья Микрюкова. — Причем в самом раннем возрасте. Мы показываем, например, ребятишкам и родителям книгу, изданную в 1900 году, которая открывается всем известной потешкой «Ладушки». Очень важно, чтобы культурная преемственность, культурные традиции были сохранены. При этом, не умаляя золотой фонд классики детской литературы, родители, педагоги должны быть в курсе произведений современной детской литературы. Ведь успех возможен тогда, когда внутренние интересы ребенка и взрослого, который находится рядом с ним, совпадали. Замечу, что мы всегда готовы знакомить родителей с современными детскими произведениями и успешно это делаем. Еще бы хотелось сказать о замечательной традиции громкого чтения, которую мы в библиотеке сохраняем. Чтение вслух должно стать и традицией семьи, особенно если в ней есть дети младшего возраста.
Словом, научить ребенка читать — вовсе не обременительное занятие. Главное — самим войти во вкус.
Смотрите также:
- Нелюбовь уральцев к чтению и книгам приобрела характер бедствия →
- Литературная премия имени Крапивина осталась без поддержки →
- Анна Матвеева: «Боюсь тех, кто не читает» →