Уральский учитель научит рукоделию всю Россию

Устойчивый стереотип о том, что технология — предмет второстепенный и унылый, блестяще опровергает Ольга Кудряшова, которая в минувшем учебном году стала обладателем премии губернатора Свердловской области «Учитель года». В этом я убедилась сама, побывав тогда в гостях у Ольги Владимировны.

Первым положительным потрясением стала для меня творческая мастерская школы №9 Ирбита. Кабинетом технологии это царство рукодельниц назвать язык не поворачивается. Оказалось, что ремонт, росписи на панелях — дело рук хозяйки (учителя Ольги Кудряшовой) и ее помощниц — старшеклассниц. Многочисленные кубки, призы, дипломы — результаты побед во всевозможных (по большей части всероссийских) конкурсах, олимпиадах — тоже «дело рук» преподавателя и ее учениц.

   
   

Укрощение материала

Познакомившись с огромным количеством девчачьих работ, выполненных в самых разных техниках, любопытствую: «Моделируете, шьете, вяжете, из соленого теста лепите, шерсть валяете… Есть то, что вы не умеете делать?» Ольга Владимировна улыбается: «Конечно, сейчас так много нового появляется. Мы с девочками все время в поиске. Вот квиллинг освоили, нынче за бересту взялись».

Творческий поиск — это, то, чем, собственно, ученицы Кудряшовой и занимаются. Не только на уроках технологии, кстати. «Заразившись» от своего любимого преподавателя, девочки находятся в этом состоянии перманентно. Вот, например, квиллинг. Освоить искусство бумагокручения, по моим представлениям, и без того сложно. Уму непостижимо, каким терпением нужно обладать, чтобы скрутить великое множество завитушек из тонюсеньких полосок бумаги, а потом эти самые завитушки уложить так, чтобы получилась мозаичная картина. Девчонки под чутким руководством преподавателя эту технику «укротили». А потом пошли дальше…

Как-то ко Дню Победы ученицы «девятки» устроили для почтенных жительниц Ирбита мастер-класс по квиллингу. Женщины новой техникой живо заинтересовались. Однако выяснилось, что в преклонном возрасте рукам тяжело выполнять столь тонкую работу по скручиванию бумаги. Другие бы девочки только руками развели, но только не ученицы Кудряшовой.

— Они, представляете, засели за работу и создали специальный прибор с моторчиком, который позволяет без труда скрутить бумагу, — не без гордости рассказывает Ольга Владимировна. — А заодно и приспособление, с помощью которого можно нарезать бумагу тонкими полосками. У нас всегда так — кто-то загорается идеей, и все ее подхватывают. Отличительная особенность моих девочек — они умеют и любят работать в команде.

Во многом, добавлю, это умение предопределяет успех проектов, которые феерически защищают ученицы ирбитской школы №9.

   
   

Идеи — в дело

Ставку на творческие проекты Ольга Кудряшова сделала еще на заре своей педагогической деятельности в середине 90-х. Не секрет, что классическая программа предмета технологии — порой скука смертная. Попробуй, например, внуши девочке-подростку, что умение готовить ей пригодится в жизни. Или навыки обращения с младенцем… Пеленание куклы, как правило, сопровождается хохотом. Другое дело — научить ребенка увидеть красивое, воплотить это в жизнь своими руками, да еще так, чтобы кто-то с удовольствием этим пользовался.

Проектов, получивших признание на разных уровнях, в арсенале учениц Кудряшовой тьма-тьмущая. Каждый — уникален. Скажем, юбка-трансформер для воспитателя детского сада. Вот она просто удобная рабочая одежда. Но стоит сделать пару движений, и юбка превращается в… кукольный театр. Или яркая разноцветная палатка, в которой без труда поместятся пять малышей. Внутри нее — звездное небо, на котором загорается Малая Медведица. Или коврик — аквариум с рыбками. Экзотические рыбки мало того, что «умеют» перемещаться, так еще и являются точными копиями (и по размеру и по окрасу) настоящих — девочки шили их «по энциклопедии». А еще всевозможные развивающие игрушки, мягкие книжки-подушки, одежда, на которой целые сказки разыгрываются…

Приобретенные на уроках технологии навыки, умение генерировать интересные идеи и воплощать их в жизнь приносят девочкам не только победы и признание, но и практическую пользу. Одни из учениц Кудряшовой обшивают себя с ног до головы, к радости родителей («Устали девчонки от китайского однообразия», — замечает Ольга Владимировна), на других так и сыплются заказы (особой популярностью пользуются бусы из валянной шерсти). Кроме того, победы во всероссийских олимпиадах — пропуск в вуз (немало подопечных Кудряшовой сегодня учатся в РГППУ, в УрГАХА).

Об успехах своих учениц, о грандиозных совместных планах Ольга Владимировна может говорить бесконечно. О себе — скромничает. В соискатели премии губернатора, по ее словам, попала чуть ли не случайно, о победе и не мечтала, тем, что признана лучшим учителем Свердловской области, не кичится, отшучивается только: «Хорошо, теперь вроде как своим талантливым девочкам соответствую».

… В эти дни Ольга Владимировна борется за звание Лучшего учителя России. Будем держать за землячку кулачки. И поддержим ее. Дело в том, что конкурсные мероприятия всех туров транслируются и Интернете в режиме реального времени, и за любого конкурсанта интернет-аудитория может проголосовать. Участник, набравший наибольшее количество голосов, получит специальные призы оргкомитета. Абсолютный же победитель конкурса сроком на один год получает статус общественного советника Министра образования и науки РФ.

Смотрите также: