В эпоху СССР высшее образование («вышку») получали около 15% выпускников школ, а сегодня, по данным экспертов, эта цифра приближается в России к 40%. Однако качество подготовки специалистов во многих вузах оставляет желать лучшего, а на ряде предприятий уже много лет ощущается острый дефицит квалифицированных кадров.
Почему количество не перешло в качество? Чем недовольны работодатели? В какой вуз «пристроить» ребёнка, чтобы в будущем обеспечить ему карьерный рост и достойную жизнь? Эти и другие вопросы стали темой круглого стола в редакции «АиФ-Урал».
Миф о бюджетных местах
В высшем образовании в Свердловской области традиционно доминирует государственный сектор. На Среднем Урале работает порядка 15 государственных и один муниципальный вузы, по значимости Екатеринбург – третий после Москвы и Санкт-Петербурга. Гранит науки грызут 120 тысяч студентов, как правило, треть из них – из Екатеринбурга, треть – из Свердловской области, остальные – из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодный приём составляет 33 тысячи человек, но выпускается немногим более 27 тысяч. Остальные по разным причинам отсеиваются.
По словам начальника отдела высшего образования областного Минобра Михаила Корягина, один из главных мифов – снижение количества бюджетных мест.
О пользе ЕГЭ
Большинство экспертов полагают, что система Единого госэкзамена, которая многократно подвергалась критике, в результате себя оправдала.
То же самое можно сказать о Болонской системе высшего образования, которую приняла Россия. Она дала стране возможность войти в единое образовательное пространство Европы, получить отечественным вузам признание документа об образовании на международном уровне и успешно конкурировать с зарубежными вузами. Кроме того, была внедрена гибкая система образования, его ступенчатость (бакалавриат, магистратура), что позволяет обучающимся формировать индивидуальную траекторию образования.
Диплом или знания?
Одна из самых главных проблем современного высшего образования – разрыв между спросом и предложением. Молодые люди в основной массе приходят в вузы не за образованием и не за знаниями, а за дипломом. Но предприятиям не нужны дипломы, им нужны квалифицированные кадры. И даже если студент искренне и увлечённо грыз гранит науки, его знания и компетенции зачастую абсолютно не устраивают работодателя.
Поэтому крупнейшие компании стремятся сегодня взаимодействовать с будущим сотрудником, начиная с колледжа и вуза, и даже – со школьной скамьи. Им необходимо, чтобы на выходе был готовый квалифицированный специалист. В связи с этим и было разработано дуальное образование, когда человека одновременно обучает вуз (колледж) и работодатель.
Дуальное образование
При дуальном образовании в формирование специалиста вкладывается не только государство, но и предприятие. Вузы ставят определённые образовательные рамки, а работодатель конкретизирует обучение, помогает сформировать качественную программу.
Глобально же решить проблему самоопределения человека можно только совместными усилиями предприятий и вузов, колледжей и школ. Мы в Группе ЧТПЗ ведем масштабную работу по ранней профориентации, начиная с детского сада, чтобы помогать юным уральцам определиться с их будущей профессией».
Эксперты также отмечают, что в плане профессиональной ориентации человека самая большая надежда – на семью.
Интернет – помощник и конкурент
Ещё одна новая форма получения высшего образования – проектное обучение, при котором студенты, начиная с первого курса, занимаются решением реальных проблем – на производстве и в бизнесе.
Диплом на расстоянии
Сегодня жителям отдалённых территорий, чтобы получить диплом многих столичных вузов, даже не обязательно туда ехать. «УрГЭУ приступил к дистанционному образованию раньше других университетов, сегодня это примерно треть студентов, – объясняет Александр Коковихин. – Но эта форма должна дополняться интерактивными формами занятий».
Коковихин также заступился за систему высшего образования, имевшуюся в СССР.
Руководству компаний интересно, чтобы выпускники вузов приходили к ним с лучшим мировым опытом и новыми креативными идеями. Это вызов последних лет, которому мы стараемся соответствовать, но именно на него была ориентирована советская система высшего образования.
Что касается обучения онлайн, то оно подходит далеко не всем. Необходим очень высокий уровень самоорганизации, а какие-то «ручные» умения сформировать дистанционно невозможно в принципе.
Если вы, по тем или иным причинам, не поступили на бюджет, всегда есть возможность учиться на коммерческой основе. Платное образование в уральских вузах стоит до 700 тысяч рублей за четыре года обучения. (В Москве и Питере можно заплатить до 500–600 тысяч за один только год.) Причём у этой формы обучения есть свои сторонники.
«Бытует мнение, что на бесплатное образование идут самые умные дети, а на платное – все остальные, – говорит Татьяна Майорова. – Но, на самом деле, бесплатного образования не бывает. Государство, родители или предприятие – кто-то платит всегда».
В последнем случае речь идёт о так называемом целевом приёме, когда за обучение человека платит работодатель. Студент при этом обязуется в дальнейшем трудоустроиться и определённое время отработать на благо компании. Иначе ему придётся вернуть затраты на его обучение. Сегодня в вузах Свердловской области учится более 9,2 тысячи целевиков.
«Традиционное образование находится на последнем издыхании, – считает Виталий Калугин. – Ведущие университеты открывают бесплатный доступ ко всем своим лекциям, лет через десять человек сможет пройти в интернете полный курс обучения. Сегодня зачёты ставят за то, что ты тупо ходил на лекции, но это позапрошлый век. По сути, учиться можно дома, просто сидя на диване».
«Хочу дать родителям школьников, которым предстоит поступать в этом году, несколько полезных советов, – говорит Валентина Овчинникова. – Не ищите в современных высших учебных заведениях тот вуз, в котором учились вы, не пытайтесь на старые нормы переложить новые реалии, не сравнивайте СССР и современную Россию. Не все европейские и московские вузы дают образование, которое нельзя получить в Екатеринбурге. Кроме того, делайте осознанный выбор и, если ваш ребёнок не вытягивает конкурс в вуз, посоветуйте ему профессиональный колледж. Ему там будет комфортнее. Не перекладывайте свои желания на плечи своих детей».