Здесь принимают в «орлята». Почему школьные музеи становятся трендом

В школах всё чаще появляются музеи, посвящённые событиям Великой Отечественной войны. Максим Чванов, Елена Константинова и Владимир Константинов торжественно перерезают ленточку, открывая уголок памяти. © / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

В школе № 7 в столице Урала открылся музей боевой и трудовой славы. Такие экспозиции в образовательных учреждениях Свердловской области становятся всё более разнообразными и привлекают не только детей и учителей. В этом году около десяти школ Екатеринбурга приняли участие в ежегодной акции «Ночь музеев». Подробнее читайте на ural.aif.ru.

   
   

Наказан за немецкий

Учителя и ученики полтора месяца готовились к открытию музея. После уроков старше­классники задерживались до вечера, чтобы, например, приклеить на скотч самолётики к стеклу или расставить пластмассовых бойцов на стеллажах рядом с маленькими танками. Торжественная линейка в честь открытия музея состоялась во вторую неделю сентября.

«Я решил, что нужно сделать музей в этой школе, потому что здесь учатся мои дети, – пояснил создатель музея и руководитель регионального отделения ветеранов Кремлёвского президентского полка Максим Чванов. – Мы расположили всё в хронологическом порядке – от мирных дней до Победы. Большинство экспонатов нам передали поисковые отряды, а некоторые предметы я приобрёл сам. Например, те же уменьшенные макеты танков и боевых самолётов, а к ним – фигурки воинов. Здесь можно увидеть каски бойцов, документы, карты и фотографии. Мы хотим сделать один из стеллажей «живым», чтобы каждый школьник мог принести туда что-то, связанное с историей его семьи. То есть одна из экспозиций будет сменной».

Старшеклассники приходили летом в школу, чтобы клеить и правильно располагать модели самолётов и танков на «поле боя». Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Как рассказывает Максим, к созданию музея его в какой-то степени подтолкнула история собственной семьи. Его прадед Алексей Копылов был главным редактором газеты «Уральский рабочий» до 1937 года. Он бегло разговаривал на немецком языке, потому что общался с немецкими рабочими с Уралмашзавода. Собственно, из-за этого общения его и репрессировали, а всех близких объявили «семьёй врага народа».

«Видимо, кто-то решил, что он обсуждал с рабочими из Германии что-то лишнее, — предполагает Чванов. – Самое интересное в этой истории, что в 1942 году в Свердловск пришла похоронка, где было сказано, что он погиб под Сталинградом в звании офицера. Не исключено, что мой прадед выполнял какие-то задачи, для которых требовалось знание немецкого языка».

«Мы закончили красить картины, которые находятся здесь, 2 сентября в пять часов утра, а в восемь сюда пришли дети младших классов и ахнули от неожиданности, – рассказывает руководитель школьного музея Лариса Головина. – Некоторые экспонаты привезла учительница физкультуры Екатерина Копосова – бывшая участница поискового отряда. Она передала нам боевые гильзы, которые удалось найти во время раскопок. Сейчас наша задача – переписать все экспонаты, и это будут делать старшеклассники под моим руководством. Кроме того, им будут помогать учителя истории».

Пробитые каски

Девятиклассница Александра Колисова вспоминает, как приходила летом в школу, чтобы помочь расставить экспонаты музея: «Когда я пришла в первый раз, стены были ещё зелёные, неокрашенные, ничего не было готово. А сейчас такой контраст по сравнению с тем, как было изначально. Рада, что, пока помогала учителям, узнала столько нового! Мне нравится изучать историю. Когда буду учиться в десятом классе, хочу написать проект о Ленинграде».

   
   

Прохаживаясь вдоль стеллажей, Лариса Головина останавливается возле специальных «книжечек». Их в своё время заполняли водители, перевозившие продукты по «Дороге жизни» в блокадный Ленинград. Такие предметы создают особую атмосферу памяти. Педагог уверена: в школьном музее, где есть предметы, связанные с Великой Отечественной войной, уместнее всего проводить различные патриотические меро­приятия, например, принимать детей в «Орлята России», когда ребята становятся экодобровольцами, хранителями исторической памяти, совершенствуются в спорте или в естествознании. Посвящение в «Орлята» должно происходить в торжественной обстановке, а место, где собраны важные артефакты, подходит для такого события намного больше, чем тот же спортзал.

Пробитые каски и другие вещи бойцов были найдены участниками поисковых отрядов. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Из предметов, которые есть в музее, меня больше всего тронули пробитые каски. Оба моих деда погибли на фронте, пока жёны ждали их, будучи в положении. Не могу об этом говорить», – в глазах Ларисы Головиной появляются слёзы.

Мама Гагарина

Исполняющая обязанности директора школы Елена Константинова вспоминает: пока в учебном заведении шёл ремонт, некоторые экспонаты жили в её кабинете. А для того чтобы напечатать красивые плакаты, в школу специально привезли 3D-принтер.
«В дальнейшем мы собираемся открыть вторую часть экспозиции – музей трудовой славы, который будет находиться, предположительно, на третьем этаже, – поясняет Елена. – Уверена: подобные экспозиции должны быть в школах, потому что они воспитывают детей. Когда ребята сами проводят экскурсии, то, образно говоря, пропускают через себя исторические события. И это отражается на их поведении и отношении к Родине. Кроме того, в музеях, как правило, интереснее проходят встречи ребят с ветеранами».

Ветеран Владимир Константинов тоже считает, что школьные музеи воспитывают юных патриотов. «Я прослужил в армии 25 лет и дослужился до командира части, – говорит он. – Проходил службу в Елани, затем в Чебаркуле, был связистом. Позже меня перевели в Германию, мы перекрывали границу между Восточным и Западным Берлином. То есть я, можно сказать, участвовал в возведении «той самой» Берлинской стены. В 1963 году, после того, как я попал в больницу с перитонитом, уже на выписке включаю радио, и слышу: «Валентина Терешкова полетела в космос!»

А однажды в моей жизни был такой эпизод: мы с товарищем находились в Гжатске, и нам очень хотелось пить. Неподалёку был колодец, к которому как раз вышла женщина с черпачком и напоила нас. Через окно было видно, что в доме сидел какой-то военный. Позже я узнал эту женщину и военного на фотографиях в журналах: это была мать Юрия Гагарина и он сам!»

После демобилизации Владимир Константинов устроился работать на завод в Свердловске, где трудился много лет. Уже давно ветерана приглашают на встречи с подрастающим поколением. Он рад, что школьных музеев в Екатеринбурге становится всё больше. Например, в школе № 97 около 30 лет существует свой музей трудовой славы. А в школе № 92 есть целый музейный комплекс «Урал. Истоки. Люди», в состав которого входят музеи «Русская изба», музей самой школы, музей боевой и трудовой славы, а также действует проект «Музей сувениров семейных и индивидуальных путешествий».

Исторические экспозиции есть и в других учебных заведениях Екатеринбурга. К примеру, в этом году в акции «Ночь музеев» приняли участие около десяти школ.

В общеобразовательной школе № 141 есть музей под названием «Этнограф», где дети могут познакомиться с обычаями коренных народов Урала, в частности, ханты и манси. Некоторые предметы ребята находят сами. Однажды старшеклассник Руслан Сиражетдинов принёс в школу гильзу из латуни и фрагмент снаряда с царского корабля времён Русской революции 1905 года. А в школе № 85 есть музей под названием «Река времени», где малышей начальных классов учат правильно описывать экспонаты и даже проводить свои экскурсии.

Всё больше школьных экспозиций участвует в ежегодной акции «Ночь музеев», к примеру, «Река времени» в школе № 85 Фото: сайт школы № 85

Эксперты не сомневаются, что тренд на школьные музеи будет расти. Ведь современным детям уже недостаточно посещать те или иные выставки, им важно самим участвовать в создании музея. В этом случае их отношение к родной истории становится более трепетным. А экскурсия, проведённая сверстником, становится более понятной, потому что исходит не от взрослого человека, а от такого же школьника!