В комнате, которую не сразу можно заметить в ирбитском Музее Победы, тесно и пахнет тканями, красками и немного клеем. Плотно друг к другу стоят манекены. Некоторые одеты и покрашены лишь наполовину. А иные имеют законченный вид, и даже по выражениям лиц угадываются их характеры. Все фигуры для экспозиций музея создаёт мастер Алексей Жданов. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Ученик художника
Дарья Попович «АиФ-Урал»: — Алексей Евгеньевич, изготавливать скульптуры для музея — необычная профессия. Как вы пришли в неё?
Алексей Жданов: — С тех пор, как себя помню, я любил рисовать. Однажды пришёл домой из детского садика, взял простые карандаши, а затем изобразил на листе бумаги Ленина. Часто рисовал машины и корабли, особенно крейсер «Аврора»! Его можно было найти на картинках в журналах.
Когда учился в школе, мечтал, что стану художником, но с переездом в другой город и поступлением в художественное училище возникли сложности. В итоге стал учиться на фрезеровщика, а затем меня направили на завод. И там я стал помощником художника! В то время на предприятиях рисовали разные агитационные материалы. Я смотрел, как работает мастер, учился у него.
Там же, на заводе, познакомился с моей супругой, а когда сыграли свадьбу, то перебрались в Артёмовский. Там я работал уже в качестве художника. Но через десять лет пути наши с супругой разошлись. Я вернулся в родной Ирбит, на свою малую родину, и трудоустроился в наш драматический театр в качестве декоратора и реквизитора.
В городе Незнайки
— Декорации к каким спектаклям вы делали в театре?
— Я создавал их к каждой постановке. Работа была интересная и довольно сложная. Взять те же домики Цветочного города для спектакля о Незнайке. Нужно было в каждом предусмотреть входы и выходы для актёров, чтобы они могли скрыться в них по ходу действия или выйти наружу. Кроме того, я рисовал фон на задниках, которые вешают на сцену. Приходил в театр в восемь утра, а уходил в восемь вечера, можно сказать, жил на работе.
— Скучаете по театру?
— Конечно! Помню, как однажды в год Свиньи по восточному календарю сделал фигуру для фойе — забавного поросёнка в пиджаке с букетом цветов в копытцах. Он всем очень понравился: видел, как дети фотографировались рядом с ним. А однажды изготовил льва для спектакля по мотивам стихов Самуила Маршака про зоопарк. На заднике было голубое небо и трамвай. На сцене стояла тумба, на которой сидел мой лев, а по бокам сцену украшали воздушные шарики. Всё вместе смотрелось очень нарядно. Как думаете, из какого материала был этот лев?
— Из гипса?
— Из пенопласта! Я и сейчас иногда вырезаю скульптуры из этого материала. Например, в закромах нашего музея стоит моя пенопластовая собака, сделанная в натуральную величину. Она была задумана как овчарка пограничника, но, к сожалению, пока что не пригодилась.
— Как давно вы работаете в Музее Победы?
— Уже три года. Все наши экспозиции посвящены Великой Отечественной войне и советской истории. Всё, что вы здесь видите, я сделал сам. Вот этот окоп, где сидят солдаты и притаился пулемётчик, кабинет Сталина, фигуры Хрущёва, Брежнева, радистов, военных, милиционеров, медсестёр, представителей разных народов, детей...
Рука из шкафа
— Как вы создаёте свои скульптуры?
— Чтобы создать какую-то фигуру, я беру за основу обычный пластмассовый манекен, как из магазина одежды — мне их предоставляют в музее. Затем в некоторых местах накладываю гипс. А для лица использую обычный пластилин, который покупают детям. Наношу его слой за слоем, подкрашиваю, а сверху покрываю лаком.
У каждой скульптуры должно быть своё выражение лица. Его непросто передать. Если личность известная, как Хрущёв или Брежнев, то делаю лицо по фотографии. А если это неизвестный солдат, пулемётчик, военный повар, то придумываю ему лицо сам.
Причёску чаще всего делаю из парика, который укладываю и перекрашиваю. Туловище и руки обматываю синтепоном, чтобы передать особенности телосложения человека. А вот кисти рук... (Мастер достаёт из шкафа несколько кистей, очень похожих на настоящие. — Ред.) Как думаете, из чего я их делаю?
— Боюсь предположить...
— Это же обычные резиновые перчатки! Вместо пальцев вставляю туда проволоку, обмотанную ватой, вот на столе у меня несколько заготовок. Набив перчатку, крашу её. Дожидаюсь, когда рука высохнет, затем прикрепляю её к манекену. Вот так и получается вполне правдоподобная кисть.
— Куклы часто фигурирует в триллерах и фильмах ужасов. Некоторые люди верят, что в них есть что-то живое. У вас во время работы случается что-нибудь необычное?
— Конечно, случается! Думаете, я об этом расскажу? Всё останется в тайне! Но, если честно, я никогда не понимал людей, которые боятся кукол или скульптур и приписывают им всякие потусторонние способности. Спокойно остаюсь в музее с моими фигурами один на один.
Любимый певец
— Какие скульптуры было создавать сложнее всего?
— У нас в Ирбите в годы войны работал хирург Дмитрий Мальгин. Он оперировал раненых военных, которые прибывали в наш город. Его было лепить сложно, потому что я тогда использовал не пластилин, а папье-маше. Этот материал долго сохнет. Где-то за две недели я создал композицию: доктор проводит операцию, а рядом стоит медсестра и подаёт врачу скальпель.
— Ваш гармонист и военный повар улыбаются, а у некоторых скульптур выражение лица, наоборот, суровое. Какую из эмоций создавать легче?
— Не могу сказать, что улыбку создавать легче, но, безусловно, приятнее. А суровость в нашем музее вполне оправданна. Например, у разведчика Николая Кузнецова лицо напряжённое. Кстати, обычно я делаю не только саму скульптуру, но и костюм. Например, фуражку для разведчика смастерил, взяв за основу головной убор железнодорожника.
— Вы, наверное, очень любите историю, раз так старательно работаете над каждым образом...
— Когда учился в школе – не любил. А сейчас присматриваюсь к старинным городским зданиям и очень радуюсь, когда вижу, что их ремонтируют! Они ведь красивые, и надо вернуть им былой вид. Ещё мне очень грустно, что местные жители редко ходят в наш музей. В основном к нам приезжают гости города. Один раз приходил китаец. Он даже написал что-то иероглифами в нашу книгу отзывов. Специально к его приезду я сделал сувениры – китайские шляпы из папье-маше. А ещё мы поставили в сувенирной лавке две фигуры китайцев, которые вылепил лично я. Костюмы им подобрали красивые – шёлк с вышивкой. Такое не стыдно показать гостям.
— Какую скульптуру мечтаете вылепить?
— Около месяца назад начал делать Владимира Высоцкого, но никак не могу его закончить. Это очень сложно: он мой любимый певец и артист. Мне нравятся все его песни. И хочется, чтобы лицо получилось похожим. Поэтому всё никак не могу приступить к покраске. Сейчас манекен подготовлен, но вся фигура выглядит довольно жутко: серое лицо с пустыми глазами. Я распечатал много портретов Владимира Семёновича в разных ракурсах и надеюсь, что у меня всё получится!
В обозримом будущем в музее будет открыт ещё один этаж, для него я готовлю следующую партию скульптур. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, купец, богатая покупательница на Ирбитской ярмарке…
А ещё я восстанавливаю гипсовые фигурки, которые нам иногда приносят. Вот это — Василий Тёркин, он прибыл к нам в очень плохом состоянии. Это – греческие грации, у них были оторваны руки. А недавно знакомая попросила меня сделать для её ребёнка маску волка. К кепке пришил ткань, мех, из двух пластиковых ложек сделал глаза, и мальчик отмечал в этой маске Новый Год — очень довольный! Именно такие истории и наполняют жизнь смыслом.