Быть готовым к любым неожиданностям. Как общаться с больным деменцией

Превратить уход за пожилым человеком в творческий процесс, во вдохновляющую историю – реально. В этом уверена руководитель патронажной службы Екатеринбурга Екатерина Медведева.

   
   

Не надо ждать пирожков

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Екатерина, такое ощущение, что деменции – новая, доселе невиданная проблема. Как вы это объясните?

Екатерина Медведева: Раньше, в советское время, не существовало проблем людей пожилого возраста. Как не было и инвалидов: они сидели по домам - и никакой тебе доступной среды. А сейчас взят курс на инклюзию, и вдруг оказалось, что таких людей много. То же самое с пожилыми - вдруг оказалось, что они есть, более того, что с ними сложно. 

Это с одной стороны. С другой, люди благодаря развитию медицины просто стали доживать до состояния деменции.

- Жить бок о бок с человеком, страдающим деменцией, сложно, а обращаться за помощью стыдно…

- Типичный пример: семья с 9 .00 до 19.00 на работе, и в лучшем случае кто-то срывается в обеденный перерыв накормить больного родственника. И это считается нормальным: мол, дома и стены лечат. А о том, что человек проводит весь день взаперти, наедине с собой, никто не думает. Главное, они никого не бросили. О ком в данном случае в первую очередь заботится человек? Конечно, о себе. Он думает, что поступает правильно, и как вообще можно отвезти родную мать в пансионат? На самом же деле, нужно спросить себя: а как можно оставить родителя на весь день наедине с телевизором, из которого порой хлещет негатив?

Мой клиент как-то говорит: «Бабушка кидается на меня с палкой». Спрашиваю: «Она телевизор смотрит?» - «Нет, - говорит, - не смотрит. Она же все равно ничего не понимает. Мы ей фоном включаем». А вы попробуйте включить себе фоном какое-нибудь ток-шоу, где люди орут, перебивают друг друга, трясут грязным бельём, и поймете, какая мощная энергетика агрессии выливается. И вы хотите, чтобы человек с повышенной тревожностью, с депрессией,  с плохим самочувствием в итоге встречал вас пирожками?     
   

Он ещё и матерится

- То есть, организовывая уход за пожилым человеком, нужно исходить из своих реальных возможностей?

- Начнем с того, что вы должны взять на себя ответственность за жизнь другого человека, должны понять, что не вы теперь ребенок у мамы, а мама у вас – ребенок. Это шаг номер один – очень сложный, переломный момент, на котором многие застревают.

Шаг номер два. Нужно собрать всех родственников за столом переговоров и распределить функции по уходу за больным. Бросаясь на амбразуру в одиночку, велик шанс сгореть быстрее того человека, за которым ухаживаешь. Очень часто ко мне обращаются люди, которые беспокоятся за маму, ухаживающую за бабушкой. И бывают ситуации, что маму надо спасать, когда уже у неё серьезные проблемы со здоровьем.

- К чему надо быть готовым, если у близкого человека деменция?

- К любым неожиданностям. При этом важно, какие чувства испытывает родственник в той или иной ситуации. Нередко его «штормит», потому что, по сути, он переживает медленные похороны. Тот человек, которого вы знали, уходит, а тот, который «остается», начинает вытворять что-то непонятное. Кроме агрессии, с которой можно столкнуться, многие узнают, например, что их родитель, интеллигент-профессор, оказывается, умеет виртуозно материться.

Деменция вообще преподносит множество «открытий чудных». Многие в состоянии деменции начинают унижать, обесценивать, проявлять агрессию в отношении тех, кто вызывал ранее позитивные эмоции. Скажем, любимая внучка или дочка вдруг становится врагом №1. Интенсивность эмоций остается, а полярность меняется. Выносить это, конечно, очень тяжело.

- Можно ли профилактировать агрессию?

- Для этого стоит «включить» эмпатию, попытаться понять, что движет поведением человека, какую потребность он закрывает этим поведением. Когда вы с этой точки зрения смотрите на проблему, во-первых, сами перестаёте агрессировать, а во-вторых, прекращаете бесплодные попытки что-то пожилому родственнику доказать. Дело в том, что часто агрессию вызывают наши стремления вернуть человека в нашу картину мира. Но бабушка, например, уже живёт в своем мире, где она маленькая девочка, которая собирается к маме. Предположим, вы постараетесь её убедить, что она старушка, что у неё галлюцинации, и её мама умерла давным-давно. И что? Какой результат вы получите? Больная начнёт за свой мир бороться и спорить.

- Лучше подыгрывать?

- Надо понимать, что это за заболевание - деменция. Надо понимать, что из него человека уже не вытащить никогда. И в этой ситуации, да, подыгрывать и встраиваться в картину мира человека, за которым ты ухаживаешь. Это не обман, это бережное отношение к близкому.

Кроме того, это превращает уход за пожилым родственником из рутины, безнадежной борьбы в творческий процесс. Ведь тебе каждый раз приходится подстраиваться под изменения, которые с человеком произошли, и это очень вдохновляющая история и даёт силы ухаживать дальше.

- Стоит ли вовлекать в уход за пожилым детей?

Если ребенку поручить какую-то обязанность в уходе за бабушкой, это позитивно скажется на его становлении, на формировании личностных ценностей. Фото: pixabay.com

- Я считаю, это нормально, когда ребёнок видит, что есть инвалиды, и осознаёт, что они не должны выбиваться из общества. Не понимаю, почему нужно прятать бабушку, которая «чудит». И если ребенку поручить какую-то обязанность в уходе за бабушкой, это позитивно скажется на его становлении, на формировании личностных ценностей.

Главное – сложность

- Нередко родственники утверждают: «Он ничего не хочет, сидит себе и сидит». Пожилых людей, обременённых деменцией, нужно как-то занимать?

- Во-первых, хочет. Просто не в состоянии выразить свои потребности или делает это через агрессию, социально неодобряемое поведение. Во-вторых, всё зависит от того, что вы хотите. Хотите, чтобы они максимально быстро ушли и доставляли поменьше хлопот? Тогда заниматься не нужно. Если же вы стремитесь помочь близкому, можно стимулировать работу мозга. 

- И как?

- Если в двух словах, точно так же, как с детьми. Те же раскраски (адаптированные, конечно), лепка, рисование, те же занятия на моторику, рассматривание фотографий… Когда родственники моих подопечных говорят: «Мы хотим, чтобы вы позанимались развитием памяти», я отвечаю – забудьте слово «развитие» раз и навсегда. Мы занимаемся поддержанием. Самый хороший результат и большой успех, когда деградация происходит (она все равно будет происходить) медленно.

А вообще, самый главный критерий при выборе занятий – они должны быть сложными. Но не запредельно. У многих людей, которые ухаживают за пожилыми родителями и занимаются с ними, есть свои ноу-хау. Они ими делятся в соцсетях, а мы с радостью складываем их в свою копилочку. Наука эта новая, деменцию стали называть эпидемией, болезнью массового поражения только последние лет пять, поэтому каких-то многолетних наработок просто-напросто нет.

Смотрите также: