Каждый из нас нуждается в поддержке и понимании, а в состоянии психологического кризиса особенно важно почувствовать себя в безопасности. Как снизить душевную боль и справиться со сложной ситуацией, рассказала клинический психолог, руководитель службы «Телефон доверия» в Свердловской области Дина Копысова.
Вечные проблемы
- Дина Копысова: Прежде всего, телефон доверия был создан с целью профилактики суицидов. Он даёт возможность получить бесплатную психологическую помощь, для того чтобы снизить уровень напряжения у человека. Мы помогаем понять, как справиться с ситуацией и куда можно обратиться в дальнейшем. Особенно эта услуга стала востребована в последние годы. В 2022 году на телефон доверия поступило почти 17 тысяч обращений.
- Кто может обратиться на телефон доверия?
- К нам могут обратиться все жители Свердловской области. Если абонент зарегистрирован в нашем регионе, то можно позвонить из любого города России. Для остальных номеров звонок будет недоступен.
Звонить могут люди разного возраста. Самому маленькому нашему абоненту было шесть лет, а самому взрослому – более 90. Хочу отметить, что вся информация, поступающая на телефон доверия, является анонимной и конфиденциальной.
- Кто работает в вашей службе?
- У нас работают психологи и клинические психологи. Сначала мы подготавливаем специалистов, учим специфике работы, а потом они приступают к консультациям.
- С какими вопросами к вам можно обращаться?
- С любыми! Проблемы, с которыми обращаются к специалистам уральцы, в общем-то, вечные. Это неразделенная любовь, депрессия, насилие, внутриличностный конфликт, стрессовые ситуации, проблемы на работе, сложности с детьми, фобии, страхи, неуверенность при смене места жительства или работы, одиночество, тяжелая болезнь. Многие другие негативные и порой невыносимые чувства и мысли можно обсудить со специалистом.
Сейчас идёт всплеск обращений с депрессивным состоянием, апатией. Психологи связывают это с тем, что весной возникает эмоциональная неустойчивость. В депрессии могут появляться мысли о самоубийстве. Главная задача психологов — помочь абоненту выйти из критического психологического состояния.
Часто обращаются после смерти близкого человека. В ситуации потери, когда надо «собраться», привести себя в порядок или сказать об этом ребенку, очень выручает экстренная консультация.
Проблемы есть у всех
- Что беспокоит детей и подростков, как специалист помогает им в решении проблемы?
- Чаще всего подростки говорят с психологами на тему любви. Дети среднего возраста остро переживают ссоры с друзьями, предательства, конфликты в классе. Часто их беспокоят отношения с родителями и сложности в учëбе.
Во время консультации мы выясняем, что беспокоит ребёнка в данный момент, выясняем, что спровоцировало состояние. Например, чтобы помочь решить проблему неуспеваемости в школе, психолог задаëт наводящие вопросы и выясняет причину – кризисная это ситуация или есть подозрения на то, что у ребёнка психическое расстройство и его следует показать профильному специалисту.
- Насколько правильно ставить диагноз в онлайн-режиме, ведь психолог не видит пациента?
- Диагнозы по телефону мы не ставим, мы помогаем пережить ситуативные моменты. Важна сама возможность проговорить то, что беспокоит человека. Ему необходимо почувствовать, что его принимают, слушают, говорят о каких-то деталях его жизни. Так человек получает необходимую поддержку.
Приведу пример: родители позвонили в панике. Их сын-подросток стал плохо себя вести: уходит из дома, скатился до "двоек", у него появились новые неблагополучные друзья. Конечно, это пугает родителей, они чувствуют бессилие и страх за ребёнка. Психолог старается в первую очередь снизить уровень тревоги, это даст возможность изменить отношения с сыном. Далее мы совместно разрабатываем план – как лучше поговорить с подростком, какие реакции от него можно ожидать и что с этим делать дальше.
В сложных случаях психолог рекомендует обратиться к специалисту – психотерапевту или психиатру.