Рассказывает заведующая отделением неотложной кардиологии Свердловской областной больницы №1, обладатель звания «Лучший кардиолог России» Юлия Шилко.
Какое время «золотое»?
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Юлия Владимировна, один из самых существенных показателей успехов лечения сердечно-сосудистых заболеваний – снижение смертности. Как в нашей области с этим обстоят дела?
В нашей области несколько таких центров, хорошо работающих на данном этапе и имеющих очень большие потенциальные возможности на перспективу. Ангиографические центры успешно работают в Ирбите, Краснотурьинске, Каменске-Уральском. И, конечно же, в Нижнем Тагиле, где этот центр замыкает на себя огромную территорию.
Развитие этих центров позволило сделать колоссальный прорыв в снижении летальности. Хотя, надо признать, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний остаётся ещё на высоком уровне. К сожалению, она занимает лидирующую позицию среди всех иных причин смертности на протяжении уже десятков лет.
– Я правильно понимаю, что мало иметь сеть ангиографических центров, важно ещё, чтобы пациенты попадали туда вовремя?
– Совершенно верно. Очень важно время от начала болевого синдрома, который говорит о дебюте инфаркта миокарда, до попадания пациента в ангиографический центр. Это время должно быть сокращено в идеале до двух часов, хотя, конечно, чем быстрее пациент попадет в стационар, тем лучше. Понимаете, с каждой минутой погибают всё новые и новые клеточки миокарда, расширяется зона «умершего» миокарда.
В нашей области строго выдерживается маршрутизация пациента с инфарктом миокарда, вся скорая помощь лечебных учреждений ориентирована в плане подготовки к оказанию помощи при остром коронарном синдроме. Но многое зависит и от своевременного обращения за медицинской помощью, то есть от самого пациента, от его близких.
Что происходит в центре?
– Если всё же время упущено?
– Если боль у пациента с инфарктом миокарда не рецидивирует, и при этом нет других осложнений – кардиогенного шока, нарушения ритма, и прошло более 12 часов, мы уже не вмешиваемся, ведём больного консервативно. То есть инфаркт произошёл, те клеточки миокарда, которым было суждено уйти в некротизированное, «умершее» состояние, уже не восстановить. Но обязательно в последующем пациенту показана уже плановая коронарография для уточнения причины произошедшего инфаркта миокарда и решения вопроса либо об операции аортокоронарного шунтирования, либо об установке стента рентгеноэндоваскулярным методом.
– И что происходит там?
– Изначально, конечно, проводится важнейшая диагностическая процедура – коронарография, которая позволяет выяснить причины инфаркта. После чего восстанавливается проходимость коронарной артерии, и, при необходимости, по показаниям, в неё имплантируется стент, который обеспечивает полноценную проходимость крови в прежнем объёме и не даёт бляшке вновь «поднять голову» и заполонить просвет сосуда. Это малоинвазивная операция, при которой нет никаких крупных разрезов, а доступ осуществляется через бедренную или лучевую артерии.
С течением времени стент эпителизируется – на него «наплывает» внутренняя выстилка сосуда. То есть он становится единым целым с сосудистой стенкой. Этот процесс происходит в течение года, поэтому на год пациенту назначаются препараты, разжижающие кровь, которые предотвращают образование тромбов внутри стента. Обязательным условием благоприятного исхода является строгое выполнение нашими пациентами этих рекомендаций.
Все диагностические процедуры, высокотехнологичные оперативные вмешательства в ангиографических центрах области проводятся с помощью самого современного оборудования, соответствующего мировым стандартам.
В чьих руках здоровье?
– О чём должен помнить пациент, чтобы минимизировать риск развития повторного инфаркта?
После перенесённого инфаркта миокарда пациентам рекомендуются определённые, дозированные, регулярные двигательные физические нагрузки. Статические нагрузки, связанные с напряжением, с натуживанием, с подъёмом тяжестей, силовые упражнения нашим больным противопоказаны. Предпочтение стоит отдавать ходьбе, езде на велосипеде, плаванью, скандинавской ходьбе, которая вообще не имеет противопоказаний.
Разумеется, пациенты, перенёсшие инфаркт, должны полноценно, сбалансированно питаться. Но в их рационе должны быть сокращены до минимума жиры животного происхождения и, наоборот, увеличены овощи и фрукты. Стоит ограничить до двух-трёх раз в неделю употребление мяса, которое можно заменить полезной морской рыбой. Если же человек не может без мяса, то отдавать предпочтение необходимо нежирным сортам и паровой обработке.
Кроме физических нагрузок, питания пациенты должны контролировать уровень артериального давления, уровень сахара в крови.
– Юлия Владимировна, инфаркт – это возрастное заболевание?
– Конечно, это удел более зрелых пациентов. Но сегодня инфаркты «помолодели» – в нашем отделении лежат пациенты и 23, и 25 лет… В основном это те молодые люди, которые успели накопить факторы риска развития инфаркта миокарда, усугубили их безответственным отношением к своему здоровью и не обращали внимания на наследственность. Генетическая предрасположенность к инфарктам миокарда существует, но это не генетическое заболевание. Его можно избежать, если ответственно относиться к себе и к своему здоровью.
Факторы риска развития инфаркта миокарда:
- артериальная гипертония;
- повышенный уровень холестерина;
- повышенный уровень сахара в крови, сахарный диабет;
- избыточная масса тела;
- курение;
- наследственность.
Смотрите также:
- Инсульт на Среднем Урале. Главное не потерять «золотое время» →
- Инсульт на Среднем Урале молодеет. Останови катастрофу! →
- Инсульт «молодеет» →