Уральские школьники теряют зрение за компьютерами

Повышенная нагрузка

Не секрет, что медики Среднего Урала по итогам регулярных диспансеризаций учащихся выделяют так называемые профессиональные заболевания школьников. По словам главного педиатра Свердловской области Любови Малямовой, в числе этих недугов лидируют болезни костно-мышечной системы и глаз и их придаточного аппарата.    
   

Свой вклад в развитие этих патологий вносит чрезмерное увлечение школьников всевозможными гаджетами. Сегодня компьютеры активно включены в учебный процесс, плюс за ними дети и подростки проводят и своё свободное время. В результате глаза ребёнка испытывают чрезмерную нагрузку. Необходимость рассматривать на экране монитора мелкие буквы, цифры, рисунки, постоянный перевод взгляда с монитора на клавиатуру вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Поэтому нагрузка на глаза во время работы (игры) за компьютером значительно отличается от нагрузки при других видах зрительной активности. Чтения, например.

Компьютеры оказывают влияние и на костно-мышечную систему ребёнка. Школьники и без того немало времени проводят в сидячей позе во время уроков и выполнения домашнего задания, а работа за компьютером добавляет статистическую нагрузку и «съедает» время, которое могло бы быть посвящено двигательной активности. Между тем, по словам Любови Малямовой, неподвижность крайне неестественное состояние для ребёнка.

Время гаджетов

Время пребывания ребёнка за компьютером, как и за любым другим гаджетом, должно быть строго регламентировано. Сколько минут в день можно без вреда для здоровья школьнику работать за компьютером?

  • Учащиеся 1-х классов – не более 10 минут в день;
  • 2-5 классы – 15 минут в день;
  • 6-7 классы – 20 минут в день;
  • 8-11 классы – два «захода» по 20-30 минут каждый.

Меры безопасности

Предупредить общее и зрительное переутомление ребёнка, вызванное работой за компьютером, можно, следуя определённым правилам. Медики настоятельно рекомендуют ограничивать время, которое школьники проводят за гаджетами. Кроме того, рабочее место подростка должно быть правильно обустроено. Стул должен быть обязательно со спинкой, сидеть ребёнок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера, упираясь взглядом перпендикулярно в центр экрана. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, школьник должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Ноги при этом должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на соответствующей подставке. К слову, эти правила посадки распространяются и на работу за письменным столом.

Компьютеры при неправильном их использовании вносят весомый вклад в заболевания глаз. Фото: Shutterstock.com/ Ollyy

Работу за компьютером следует обязательно прерывать для выполнения несложных упражнений для глаз, которые являются мерой профилактики их переутомления. Перерывы также нужно использовать для снятия нагрузки с опорно-двигательного аппарата. Специалисты Городского центра медицинской профилактики Екатеринбурга рекомендуют во время «перемен» встать, пройтись и потянуться. Кроме того, следует периодически разминать и кисти рук – их длительное напряжение чревато «туннельным синдромом», который проявляется болевыми ощущениями в запястьях, кистях и пальцах рук.

Не стоит забывать и о том, что работающий компьютер провоцирует снижение относительной влажности воздуха. Поэтому в комнате, где стоит техника, необходимо регулярно проводить влажную уборку. Поможет улучшить атмосферу и аквариум, установленный в непосредственной близости от компьютера.

   
   

Упражнения для глаз

  1. На счёт 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.
  2. Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.
  3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в другую сторону – вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.
  4. Держа голову неподвижно, перевести взгляд, зафиксировав его, на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 прямо. Затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счёт 1-6.
  5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счёт 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счёт 1-4, опустить вниз на счёт 1-4 и перевести взгляд прямо на счёт 1-6.
  6. Посмотреть на указательный палец, удалённый от глаз на расстояние 25-30 см, и на счёт 1-4 приблизить его к кончику носа. Потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.

Каждое упражнение рекомендуется повторить 4-5 раз.

Смотрите также: