Уметь сказать «нет». Как говорить с ребёнком об алкоголе?

Борис Решетников / Советские плакаты

Наивно полагать, что столь щекотливую тему, как употребление алкоголя, в общении с собственным ребёнком можно опустить. Если родители не дают ответы на волнующие вопросы, дети найдут их, что называется, на стороне. О том, как правильно беседовать с подрастающим поколением об алкоголе, рассказывает медицинский психолог Детской городской клинической больницы № 9 Эльвира Мунирова. Подробнее читайте на ural.aif.ru.    
   

Акцент на позитиве

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Эльвира Салиховна, в каком возрасте можно начинать говорить с ребёнком об употреблении алкоголя? И, вообще, надо ли это делать?

Эльвира Мунирова: - Дети очень наблюдательны, поэтому вряд ли тот факт, что взрослые порой употребляют спиртные напитки, останется ими незамеченным. Даже если это не в традициях семьи. Они могут увидеть это в гостях, на экране телевизора, в конце концов, просто на улице. Поэтому, да, говорить с детьми на эту тему надо, табуировать её неразумно. Думаю, поднимать её стоить уже с раннего возраста, лет с трёх. Другое дело, как? Начнём с того, что дети, особенно в раннем возрасте, ориентируются на пример родителей. И мы показываем им пример заботы о своём здоровье, рассказывая, почему важно соблюдать гигиену, правильно питаться, заниматься спортом, соблюдать режим дня, отдыхать. То есть сначала мы говорим о позитивном опыте. А уже потом постепенно можно заводить разговор о вредных привычках, о том, как плохо они влияют на здоровье, как изменяют поведение человека. В школьном возрасте подобные разговоры должны быть на более серьёзном уровне, с приведением каких-то научно доказанных фактов, скажем, о формировании зависимости, примеров из жизни.

Кроме того, в школьном, особенно подростковом возрасте, когда ребёнок может столкнуться с предложением со стороны сверстников или ребят постарше попробовать спиртные напитки, важно научить ребёнка говорить «нет».

- Наверное, это самое сложное?

- Тут многое зависит от того, насколько доверительны отношения родителей и ребёнка. И опять же эти отношения формируются гораздо раньше школьного возраста, поэтому с самого раннего детства нужно использовать любую возможность, чтобы общаться с детьми, быть инициатором совместной деятельности. Если ребёнок будет чувствовать внимание родителей, если будет им доверять, если будет знать, что на любые его вопросы он получит честный ответ, многие вещи обсуждать будет проще и эффективнее. К примеру, ребёнок наверняка прислушается к родителям, которым он доверяет, когда они подскажут ему, как реагировать в той или иной ситуации на предложения попробовать алкогольный напиток, что противопоставить манипуляции со стороны друзей.

Да, в подростковом возрасте дети начинают отдаляться от родителей, сепарация – естественный процесс. Но важно, чтобы ребёнок понимал – что бы ни произошло в его жизни, он может обратиться к ним за помощью или как минимум с вопросом.

   
   

Приводим аргументы

- Допустим, мы говорим детям о пагубном влиянии алкоголя на организм, но зачастую они видят другую картинку: взрослые употребляют спиртные напитки и остаются вполне себе здоровыми, более того, весёлыми. Получается, двойные стандарты?

- Нет-нет, двойных стандартов быть не должно. Родителям стоит рассказать своим детям о том, зачем взрослые употребляют алкоголь. Рассказать честно. Скажем, объяснить, что зачастую таким образом они пытаются поднять себе настроение. Но при этом нужно объяснить, что это не самый лучший способ, потому что алкоголь в любом случае вреден для организма (для растущего в особенности). Кроме того, если постоянно поднимать себе настроение именно таким образом, может возникнуть зависимость.

Но этого мало! Важно показать ребёнку, что есть другие – качественно более высокие – способы поднятия настроения, расслабления, времяпрепровождения. И просто здорово, если в семье будут культивироваться именно эти способы.

Кроме того, даже если в семье принято на праздничный стол выставлять какие-то спиртные напитки или вы идёте с ребёнком в гости и знаете, что там будет алкоголь, позиция родителей должна быть чёткой и непоколебимой – до 18 лет ребёнку алкоголь употреблять запрещено. Хотя и после нежелательно, поскольку научно доказано, что мозг человека развивается до 25 лет, и на это развитие алкоголь влияет пагубно.

Но мы же понимаем, что эффекта от запрета не будет, ведь, как известно, запретный плод сладок. Поэтому, повторюсь, ребёнку нужно объяснять, почему мы против того, чтобы он не то чтобы употреблял, но и пробовал спиртные напитки.

- Как вы относитесь к убеждению, что первый «алкогольный опыт» должен быть у ребёнка дома?

- Категорически с этим не согласна. Ещё раз – до 18 лет ребёнок не должен пробовать алкоголь ни в каких дозах. А после 18… Если в семье было сформировано правильное отношение к этой теме, проблем возникнуть не должно, поскольку интереса к алкоголю не будет.

- Если всё же так случилось, что ребёнок не смог (как вариант – не захотел) сказать «нет» и пришёл домой в состоянии алкогольного опьянения, что делать?

- Самое главное – не пытаться что-то выяснить, укорять, а тем более ругать ребёнка, пока он находится в состоянии алкогольного опьянения. Ему надо помочь прийти в себя: принять душ, хорошенько выспаться. Но не впадая в другую крайность – в чрезмерную заботу. Общаемся спокойно, но нейтрально.

Когда же подросток придёт в форму, скажем, на следующий день, стоит обсудить эту ситуацию через призму, почему такое произошло. Возможно, стоит рассказать про свой первый опыт употребления алкоголя и с чем это было связано. Дело в том, что употребление подростком алкоголя может быть не результатом элементарного любопытства, а сигналом того, что с ним что-то происходит, что он переживает по какому-то поводу.

Если же родители замечают, что их ребёнок начал употреблять алкоголь систематически, одними беседами точно не обойтись. Тем более что в этом случае, как правило, подросток не идёт на контакт. Так что лучше всего обратиться за помощью к специалисту. Как минимум к психологу. Главное – не замалчивать проблему, не стесняться её, ведь речь идёт о здоровье и благополучии ребёнка.