Экстремизм онлайн: от трех до пяти

Поводом для уголовного преследования может стать даже чужой видеоролик и неосторожное слово, размещенные на собственном сайте или личной странице в социальных сетях. Милиция и ФСБ за ними следят особенно. Как — читайте в материале «АиФ-Урал».

   
   

Язык мой — враг…

На минувшей неделе свердловские чекисты возбудили очередное уголовное дело о появлении в популярной сети «Одноклассники» информации, призывающей к экстремистской деятельности. В переводе с сухого юридического языка речь идет о призывах к насилию в отношении полицейских и членов их семей. Обвинение в этом преступлении предъявлено вполне зрелому, 29-летнему жителю Екатеринбурга. Что было написано на его личной странице и к чему призывал не выбирающий выражений гражданин, доподлинно не известно и вряд ли когда будет. Во всяком случае, официальные представители регионального УФСБ ситуацию до суда не комментируют. Однако, как сообщили «АиФ-Урал» в Свердловской облпрокуратуре, курирующей расследование, не выбирающий слов гражданин может получить до трех лет лишения свободы. Такое вполне реальное наказание за пустые слова предусматривает 280-я статья УК РФ.

Впрочем, ловят не только «за язык», да и «сетевые» экстремисты появляются далеко не впервые. Один из таких случаев закончился обвинительным приговором суда. Как уже писал «АиФ-Урал», на крючок следователям следственного комитета попал девятнадцатилетний недоросль, выложивший на собственном сайте чужие нацистские клипы. Согласно фабуле уголовного дела, в декабре 2009 года студент Уральского государственного горного университета Иван Костромин старательно выложил несколько роликов экстремистского характера под названиями «Смешной хаченок», «Китайская общага», «Две блондинки против мрази» и несколько других. Как посчитало следствие, фильмы, подобранные в сети Интернет на других нацистских ресурсах, содержали сцены избиения и убийств выходцев из Средней Азии и Кавказа, а также пропагандировали идеи национального превосходства славян. По факту было возбуждено уголовное дело, которое окончилось обвинительным приговором, а в апреле 2011 года любитель чужого видео получил год тюрьмы условно. А мог бы заработать и больше, и срок вполне реальный.

Экстремизмом наполнена не только Всемирная паутина, о чем, на фоне многих, свидетельствуют два упомянутых случая. За третьим примером далеко ходить не надо — ближайший книжный магазин. В одном из них нашлась книга Владимира Авдеева «Расология. Наука о наследственных качествах людей». В облпрокуратуре рассказывают, что автор издания весьма нескромно назвал себя создателем новой ветви научного знания — расологии, относя ее к биологическим дисциплинам. При этом Авдеев опирался на положения «расовой теории», наиболее ярким последователем которой в первой половине XX века являлся Ганс Гюнтер. Кто не помнит — его труды получили признание в Третьем рейхе и во многом стали оправданием холокосту. Нечто подобное утверждает и Авдеев, призывая «распознать и нейтрализовать чужеродные влияния» на свою расу и настаивая на некой «расовой гигиене», считая смешение с «белой расой» вредным. Мимо таких пассажей прокуратура не прошла и, обратившись с иском в суд, добилась признания книги экстремистской: содержание книги возбуждает расовую ненависть в форме отвращения по отношению к представителям других социальных групп. Учитывая, что содержание книги может привести к эскалации «коричневых» идей, книгу решено внести в черный список Минюста РФ (линк https://www.minjust.ru/ru/activity/nko/fedspisok/). Там, в числе почти тысячи прочих материалов, она пока не появилась. Однако войдет в него после вступления суда в законную силу, пополнив собой список видеороликов, фильмов, аудиозаписей, газет, журналов и даже листовок.

В сетях — сети

Между тем, как отмечают правозащитники, этот список весьма полезно знать многим, кто любит выражать свою позицию на форумах в Интернете и в популярных нынче социальных сетях. Именно на них в последнее время направлено внимание правоохранительных органов всех уровней: от прокуратуры и ФСБ до полицейского отдела «К», занимающегося розыском преступников (в нашем случае — экстремистов) в Сети. Неосторожное слово или любой подозрительный файл может стать поводом для возбуждения уголовного дела по факту призыва к экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ) либо по факту экстремизма как такового (статья 282 УК РФ) — с максимальным наказанием до трех и до пяти лет соответственно.

   
   

По словам официального представителя управления Генпрокуратуры РФ в УрФО Дмитрия Серебренникова, силовики под контролем надзорного ведомства занялись мониторингом Сети. Их «добычей» стали электронные издания всего спектра идей, считающихся экстремистскими: от исламистских (вроде идеологии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») до неонацистских, включая гитлеровский «Майн Кампф». Отдельной удачей стал выловленный в тюменском сегменте Интернета национал-социалистический журнал «Тайга». По официальной статистике, всего же с начала 2011 года в УрФО выявлено 407 нарушений федерального законодательства о противодействии экстремизму, в целях устранения которых объявлено 106 официальных предостережений, принесено 23 протеста, внесено 185 представлений, а 28 правонарушителей привлечены к административной ответственности. За этот же период прокуратура добилась возбуждения 10 уголовных дел по двум вышеупомянутым статьям.

Секретов поиска преступников в Интернете силовики не раскрывают, ссылаясь на секретные положения документов об оперативно-розыскной деятельности. «Методика не разглашается», — в один голос утверждают опрошенные «АиФ-Урал» силовики. Однако из набора разрозненных данных, находящихся в открытом доступе, стало понятно, что мониторинг Сети осуществляется с помощью стандартных сетевых инструментов вроде поисковых машин «Яндекс» и Google. Оперативные сотрудники силовых ведомств с помощью поисковых запросов обшаривают Интернет с целью найти «неправильный» текст либо подозрительные материалы. После чего находка протоколируется как улика, а материалы направляются на экспертизу. Если эксперт-лингвист найдет в признаки экстремизма, то будет возбуждено уголовное дело со всеми вытекающими неприятными последствиями. Не исключено, что спецслужбы используют и более совершенные методики, вроде той, которую в марте 2011 года собиралось приобрести Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Программа, за которую хотят отдать 15 млн бюджетных рублей, будет отслеживать негативные высказывания в адрес чиновников и фиксировать данные об их авторах. Планируется, что она будет куплена осенью: во всяком случае, отбор претендентов намечен на август. Пока же поиск врагов в Интернете ведется вручную.

Смотрите также: