«Жёстче стали». Уральцы готовы переделать Илона Маска

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Композитные материалы становятся все популярнее и уверенно составляют конкуренцию с металлом. Но мало кто знает, что скоро в Екатеринбурге начнётся масштабное производство композитов. Мы поговорили с генеральным директором компании «Вилсан» Максимом Суниным о материалах будущего, экспорте и экологии. Компания является экспонентом стенда Уральской торгово-промышленной палаты «Нейронная сеть российского бизнеса».

   
   

- Что такое композитные материалы? Зачем они нужны?

История композитов исчисляется десятками лет, развитие идёт со временем: стеклопластики, углепластики, кевлары. Наша компания специализируется на всех композитных технологиях, на соединении этих технологий. Всем известен такой продукт как карбон – это тоже композит. Мы можем проектировать физико-механические характеристики и стоимость изделия из композитных материалов на стадии создания продукта.

Сегодня композиты становятся конкурентами металла. Композитный материал может быть легче, жёстче, твёрже и надёжнее, он не подвергается коррозии. Такие физико-механические и эксплуатационные характеристики могут быть в несколько раз выше, чем у металлов.

- А чем это выгодно производителю?

- Если мы сравним самолёт, который сделан из алюминиевых сплавов, и самолёт, который производится из углепластика, будет колоссальная разница в весе и скорости производства. А самое главное – это разница в стоимости. Металлы подвержены коррозии и износу, а композиты и карбоны во много раз обходят металлы, поэтому на жизненном цикле использования изделия композиты более выгодны.

Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

- А что выгоднее по начальной стоимости?

- Неправильно сравнивать именно по начальной стоимости. Да, металл может быть дешевле, а именно в эксплуатации композитные материалы будут гораздо эффективней.

   
   

- Где сейчас расположено производство?

- Сегодня Уральская композитная мануфактура и Уральская технологическая ячейка – резиденты технопарка Университетский. Там мы разворачиваем первые малые производственные мощности, а также учебно-инжиниринговый центр в партнёрстве с компанией Autodesk. Сегодня мы с ними подписали соглашение. Мы будем первыми в истории России, СНГ и Восточной Европы, кто будет изучать и развивать композиционную отрасль. В будущем мы расположим производство в нашей Титановой долине.

- Есть уже реальные примеры продуктов, что-то запущено в производство?

- Мы разделяем свою деятельность на два направления. Первое – это то, что мы можем сами себе купить, например велосипед, лонгборд, чемодан, а второе – это индустриальный и промышленный заказ. Товары из первой категории мы готовим на экспорт. Дело в том, что сегодня в России не так много людей, которые могут купить электробайк стоимостью свыше трех тысяч евро. Мы ставим себе задачу, что это экспортно ориентированная продукция, с новыми требованиями по качеству, дизайну, характеристикам. В распространении продукции на экспорт и поиске клиентов за рубежом нам помогает Уральская торгово-промышленная палата. Даже автомобиль Tesla, который мы переделали под внешний вид Ford Mustang 67 года, он продан в Эмираты, Китай, Америку. Все предзаказы не из России, хотя мы очень надеемся, что и в нашей стране будут заказы.

Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Индустриальный и промышленный заказ – это технологические и научные разработки. Сегодня их можно увидеть, например, в компании «Трансмашхолдинг». Это первый прототип их подвижного состава, например, «Ласточка». Тот же трамвай, который презентовали на ИННОПРОМе, он сделан из стеклопластиковых композитов. Этот материал пока производят в Новгороде, но со временем мы запустим производство в Титановой долине, и будем производить в Екатеринбурге крупноформатные панели для трамваев и скоростного подвижного состава. Также, у нас есть индустриальные разработки, то есть либо военный, либо технологический заказ.

- Сейчас много говорят об экологии и природоподобных материалах. Композиты в этом плане как себя показывают?

- Это наше будущее. Но у нас в Екатеринбурге всего три станции электрической зарядки, хотя в Норвегии сегодня 52 % – это электрический транспорт. Композитные технологии – являются природоподобными, экологичными и энергоэффективными, мы не выбрасываем в атмосферу огромное количество газов, которые есть металлургической промышленности. К тому же, это совершенно иные компетенции в професии. В первую очередь мы начнём переквалифицировать плотников, столяров, конструкторов, что обеспечит им увеличение заработной платы на 30-40 %.

Смотрите также: