Екатеринбург новогодний. Праздник от царя до развитого социализма

Разные поколения уральцев отмечали Новый год по-своему.

   
   

Cвердловская область готовится к Новому году. На улицах загораются гирлянды, уральцы покупают подарки родным и продукты для новогоднего стола. Ровно… как и сто лет назад.

Да, менялись времена и традиции празднования, но сохранялось главное - ожидание чуда и вера в лучшее. Мы «отмотали» календарь назад и вспомнили, как отмечали любимый праздник на Урале в прошлом веке.

Эх, прокачу!

В дореволюционном Екатеринбурге главным местом гуляний был городской пруд. На площади перед домом Севастьянова устанавливались большие деревянные горки, куда, с картонками и санками, приходили люди со всего города: кататься любили как зажиточные горожане, так и уральцы, богатством не «обременённые». Тут же на пруду торговали различной снедью и разыгрывались незамысловатые представления с участием Петрушки и других персонажей. Народные гуляния длились с конца декабря (25 декабря - Рождество Христово по старому стилю) до начала января и, несмотря на мороз, ежедневно собирали толпы горожан.

«Любимым развлечением у людей было катание на лошадях. Надевали по несколько шуб, чтобы не холодно было, брали с собой горячительные напитки и ехали на санях от главного проспекта (современной улицы Ленина) до Верх-Исетского завода. Как сейчас молодёжь катается на машинах по городу, так и тогда народ разъезжал на санях», - рассказывает Владимир Микитюк, кандидат исторических наук.
Фото: «АиФ-Урал»

Общегородской ёлки в дореволюционном Екатеринбурге не было. Новогодние деревья наряжали в образовательных учреждениях, на деньги попечителей, и в домах побогаче. В магазинах продавалось огромное число ёлочных игрушек, в том числе - яйца с сюрпризами, конфетти, хлопушки и другие украшения для ёлки. Из того же времени - традиция оставлять подарки под ёлкой. Кроме того, повсеместно были распространены благотворительные рождественские лотереи, на которых разыгрывались то коровы, а то и экзотический мех кенгуру.

Гагарин на ёлке

Плакаты, открытки, игрушки - всё свидетельствовало о том, что первым полетел в космос советский человек. Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

В 1929 году Новый  год был исключён  из списка советских праздников. И вернули его лишь спустя 6 лет, 31 декабря 1935-го. А вот ёлка на главной площади Свердловска впервые появилась в декабре 1937 года. Тогда на ней не было ни гирлянд, ни других украшений. Не было и ледового городка вокруг неё. Покататься с горки можно было разве что на городском пруду, где находилась единственная высокая горка, именуемая в народе «катушкой».

   
   

В годы войны, несмотря на острую нехватку продуктов, каждый уральский ребёнок получал хоть и скудный, но всё-таки новогодний подарок. В небольшой кулёк детям клали пряники, конфеты, леденцы. Городские власти и руководители заводов считали, что ребят необходимо поощрять, чтобы они знали - в Новый год сбываются любые чудеса.

«Не забывали во дворах и в домах наряжать главный атрибут новогоднего праздника - ёлку, - рассказывает Ольга Бухаркина, заведующая документальным отделом службы главного хранителя свердловского областного краеведческого музея. - Игрушки на ёлку изготавливали своими руками - из кусочков ваты, лоскутков, обрезков. Конечно, смотрелись они смешно, зато были сделаны с любовью. Сохранялись в годы войны и другие приметы мирной жизни - в Свердловске работали театры, музеи, выступали артисты, проводились танцевальные вечера».

После войны на площади 1905 года в Свердловске около ёлки шла бойкая ярмарочная торговля. Горожане приобретали сладости, подарки, сувениры для родных и близких. Чуть позже стала преобладать космическая тематика. Плакаты, открытки, игрушки - всё свидетельствовало о том, что первым полетел в космос советский человек.

Новогодние наряды большинство советских семей изготовляли сами. В процессе шитья костюмов активно использовалась марля, фольга, ленты и даже крышечки от молочных бутылок. Практически не было на ёлках стеклянных шаров и фигурок. Чтобы хоть как-то нарядить лесную красавицу, уральцы всё мастерили своими руками. И, надо признать, у них это неплохо получалось, потому что было сделано с душой.

Свои духи

Ольга Колпакова, детский писатель:

- Сегодня чувствуется ностальгия по тому, как отмечали новогодние праздники наши тогда ещё юные бабушки и дедушки, родители, мы сами, будучи детьми.

Нам хочется встретить Новый год «по-своему», но, увы, ничего своего нет, вот мы и обращаемся к старым добрым традициям. Между тем, если очень захотеть, можно придать празднику неповторимый колорит. Достаточно обратиться к мифологии и «раскрутить» её. Работая над книгой о Дедах Морозах в разных регионах России, я обнаружила, что когда-то в них были свои духи, отвечающие за морозы, за погоду, за праздничные дни. В Коми, например, почитали святочных духов шипуляк, которые активизировались с наступлением морозов. Но со временем все эти духи уступили место Деду Морозу. В разных регионах он назывался по-разному, Ледяной старик, например, но суть была одна. В конце концов, именно этот персонаж стал общим, и пропала индивидуальность праздника. С другой стороны, может быть это и хорошо, что Дед Мороз всех объединил…

Так или иначе, возрождение «своих» мифологических духов придало бы празднику особую прелесть. Дело это, конечно, не одного дня и даже не одного года.

Впрочем, Новый год всё равно был, есть и будет для всех поколений сказкой, игрой. Что может быть волшебней, чем отвечать на письма деду Морозу, написанные твоими детьми, а потом продумывать способ доставки подарков?

Ёлки  живые,  люди  дружные

Борис Кошелев, старший научный сотрудник Музея радио:

- Помню первые послевоенные годы, ёлки во Дворце пионеров. Билеты на них нам давали  как поощрение за хорошую учёбу. Жили мы тогда скромно, поэтому особенных карнавальных костюмов у меня не было, но мой дядя, художник, искусно меня гримировал. Так однажды я предстал в образе испанца. Образование у нас было раздельное, поэтому с особым трепетом мы получали приглашение на ёлку от девочек в их школу. Помню ещё, что в 50-60-е годы на главной площади Свердловска строили снежный городок, ставили живую ёлку. Такой богатой иллюминации, конечно, не было, но цветные лампочки горели. Кстати, ёлки ставили во всех районах города. Как и горки, с которых катались и дети и взрослые. Раньше же в новогоднюю ночь в городе было очень людно, народ дружный был, соседи в гости друг к другу ходили (это сегодня мы не знаем, кто с нами в одном подъезде живёт). Пели песни, танцевали. Жили все бедно, но на праздничный стол волшебным образом всегда оказывалось что поставить. А потом в каждой квартире появилось телевидение, и всё реже люди в новогоднюю ночь стали выходить на улицы. Разобщило оно нас.

Ну и конечно, никогда не забуду, как в 50-е годы вышел фильм «Карнавальная ночь» - это был взрыв! В кинотеатрах, в клубах был аншлаг. На всех он произвёл неизгладимое впечатление.

«Соломка» на ёлке

Любовь Адамова, литературный редактор:

- 1946 - первый послевоенный Новый год, первый Новый год моей четырёхмесячной дочери. Не удивительно, что именно этот праздник 71-летней давности запомнился мне больше всего. Мы поставили дома живую ёлку и украсили ее конфетами «Соломка», поскольку ёлочных игрушек тогда не было. Была такая длинная, как макароны, карамель в блестящей обёртке - очень нарядная. Но и в годы войны Новый год мы обязательно отмечали в большой коммунальной университетской квартире, куда приходили многочисленные гости. В коммуналках вообще в то время дружно отмечали этот праздник, ёлку очень часто наряжали прямо в общем коридоре, чем придётся.
Бывают тяжёлые годы: мы теряем близких людей, в стране происходят всевозможные (бывает, тревожные) события… Но в нашей жизни есть два самых тёплых, самых объединяющих праздника - Новый год и День Победы. И их нужно отмечать всегда, несмотря ни на что.

Смотрите также: