Дети войны. «Война кончилась! Уроков в школе не будет!»

lhistory.ru / «АиФ-Урал»

В каждом письме читателей «АиФ-Урал», поддержавших наш проект «Уральский полк. Нет на свете семьи такой…», личные истории жизни в годы Великой Отечественной войны.

   
   

«Писали между строк»

«Я хорошо помню первый день войны, мне тогда было восемь лет. В июне 1941 года сельсовет деревни Чибаки Кировской области осушал болото, чтобы расширить пастбище для скота. 22 июня приезжает всадник на лошади и приказывает немедленно собрать всех на площади. Обычно сборы происходили по сигналу – по куску рельса, прикреплённому к столбу, стучали куском железа.

Когда все собрались, этот мужчина объявил о начале войны, сказал, какие города уже бомбили немцы. Помню, установилась жуткая тишина. А когда он зачитал длинный список мужчин, которые на следующий же день должны были прибыть на призывной пункт, жёны с плачем повисли на шеях своих мужей. Эти жуткие минуты я запомнила на всю жизнь.

Моего отца, Коромыслова Григория Алексеевича, призвали в августе. Мама осталась с четырьмя детьми: Тасе было 14 лет, Нюре – 13, мне – 8, а брату – 6. Старшие сёстры и мама работали в колхозе, а на наши с братом плечи легла домашняя работа: заготовить дрова, принести воды из колодца, встретить корову и на поводке привести её домой с пастбища, а с девяти лет я научилась её доить.

Заготовка дров – самая была для нас трудная работа. Надо было положить бревно на козлы, распилить на тюльки (сил не хватало, и пила часто застревала в бревне), расколоть. А ближе к концу войны нас, подросших, уже брали на заготовку дров в лес за 10–12 километров от деревни, туда и обратно шли пешком. В деревне у каждого дома было по 40 соток земли, на которой мы выращивали много картофеля, ячменя – за счёт этого и выжили, ведь весь колхозный урожай сдавался государству.

Школа, в которой мы учились, была в трёх километрах от деревни, в любую погоду ходили туда пешком. Ходили группами, так как боялись волков. В годы войны тетрадей у нас не было, писали на газетах, на книгах – между строк. Чернил не хватало, поэтому мы делали их из свёклы, а учебники на всю деревню давали по одному экземпляру. Но с какой охотой мы учились!

Осенью после уроков мы шли в колхоз на уборку картофеля, возвращались домой только под вечер и, какими бы уставшими ни были, садились все за один стол делать уроки при свете коптилки. Долго жечь её мама не разрешала – экономила керосин. Летом мы тоже работали в колхозе, в том числе на сенокосе.    
   

Хорошо помню 9 мая 1945 года. Идём в школу, день пасмурный. Навстречу бегут ребята: «Война кончилась! Война кончилась! Уроков в школе не будет!» Разворачиваемся и бежим домой с криками. В деревне уже знают о Победе, все выбегают на улицу, плачут, обнимаются, смеются.

Похоронку на отца мы получили в 1943 году. Из нашей деревни не вернулось с вой­ны 30 человек, а в деревне было всего 22 дома.

Я сейчас молю Бога только об одном: чтобы больше не повторились ужасы войны, выпавшие на нашу долю».

Клавдия Григорьевна Куклина, Верх-Нейвинск

«Дань кровати»

Своё стихотворение (скорее, поэму) с таким названием прислал нам житель Екатеринбурга Виктор Иванович Кудашев, который поздравил всех земляков: «С наступающей вас Великой Годовщиной!» Предлагаем вашему вниманию отрывок.

«Простой, обшитый брёвнами окоп,
дороже стал нам княжеских альков.
И на войне, как на войне,
Мы спали в танке, на броне.
Землянка наша в три наката
Дворцом казалась для солдата.
И в лодке под водой
Гамак матросский, как родной.
И о больничной койке,
Нельзя забыть о ней,
Вернула столько к жизни нам людей».

Виктор Иванович Кудашев, Екатеринбург