«ГУЛАГ хорошая вещь». Почему чиновники и депутаты разговорились

«Слово не воробей, вылетит - не поймаешь», - говорится в известной пословице. Однако в последнее время создаётся ощущение, что многие политики, и уральские тоже, о ней не слышали. Например, 23-летний депутат гордумы столицы Урала Андрей Пирожков на днях в комментариях изданию The Village выступил с оправданием ГУЛАГа. Есть множество других примеров, когда неосторожные, неточные или широко трактуемые высказывания политиков вызывали негодование общественности. И возникает резонный вопрос: это чиновники в последнее время так «разговорились» или общество стало острее реагировать?

   
   

Накопилась обида

На прошлой неделе мэр Екатеринбурга Александр Высокинский нелестно высказался о 30-летних гражданах, назвав их «диванными резонёрами». Высказывание градоначальника бурно обсуждали в Интернете, поэтому через некоторое время он попытался объяснить свое отношение к этой категории жителей. «30-летние — база для развития города. Мы сейчас готовим отдельный проект, для «правильных» 30-летних. Думаю, проведём отдельную встречу», - попытался объясниться глава города.

А ведь ещё раньше из уст политиков и чиновников звучали обидные фразы о том, что россиянам «надо меньше питаться» (депутат свердловского ЗакСО Илья Гафнер), « ГУЛАГ – хорошая вещь» авторства юного депутата-коммуниста Андрея Пирожкова из гордумы Екатеринбурга.

Такое повышенное внимание к «неаккуратным» фразам политиков эксперты объясняют общим уровнем неудовлетворённости жизнью. «Появилась некая безысходность, которой раньше не было. Раньше были отдельные недостатки, но все-таки было явное движение в позитивную сторону. Мы чувствовали, что идём к какому-то лучшему будущему для наших детей, - говорит известный бизнесмен и политик Антон Баков. - А когда началось движение вниз, то это, конечно, раздражает. И здесь находят козлов отпущения, а их у нас достаточно: чиновников стало так много, что умными людьми все должности уже нельзя заполнить. Раньше отношение было: «Ну дурак и дурак, но жизнь-то налаживается. А сейчас: «Ах, вот почему! Вот из-за них всё наперекосяк».

Такое мнение разделяют и другие эксперты, в частности, политтехнолог Платон Маматов, который также видит неприятные симптомы. И связывает он это, опять же, с ухудшением качества жизни. «Социальный договор, когда власть даёт людям возможность относительно сыто жить, а люди не предъявляют никаких претензий к власти, перестаёт работать, потому что он фактически не исполняется. Всё больше претензий к власти, и пока это выливается в интернет-скандалы, но я думаю, что в ближайшее время на выборах мы всё это недовольство увидим очень ярко», - добавляет он.

Признать ошибку

Несмотря на огласку, массовое обсуждение и всеобщее недовольство, политики редко извиняются за свои слова. В лучшем случае можно ожидать пояснения своей позиции или сетований на то, что их не так поняли. «У нас нет в принципе культуры признания ошибок. Почему-то считается, что человек, который признаёт свои ошибки, - это слабый человек, – говорит Платон Маматов. – Ошибочное мнение, но очень многие политики считают, что лучше они будут врать с каменным лицом и нести потери, чем признают, что в чём-то ошиблись».

Если подумать, то с извинениями у нас действительно плохо. Политики не стремятся просить прощения ни за свои слова, ни даже за свои действия. А ведь во многих случаях искреннее извинение могло бы во многом изменить отношение общества. «С точки зрения социальной репутации признание вины – позитивный сигнал, запрос на хорошую репрезентацию, выигрышное положение. У нас все любят покаяния и могут даже компенсировать это повышенным репутационным бонусом, – объясняет директор ЦСП «Платформа» Александр Фирсов. – Но люди начинают искусственно выгораживаться. Во власти мало социальной чёткости, к тому же в России высокий коэффициент дистантности власти от населения в сравнении с другими странами. Эта дистантность приводит к потере социальной чёткости, проще говоря, нет понимания социальной среды».

   
   

Смотрите также: