Кто в городе хозяин? Мэрию Екатеринбурга испытывают на прочность

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Горячие точки

Вопросы к главе столицы Урала Александру Высокинскому начали возникать давно. Начиная, например, с проигрыша в борьбе за ЭКСПО-2025, истории с повышением зарплаты себе и чиновникам, проблемы с уборкой города, переноса транспортной реформы, роста стоимости проезда в метро. Понятно, что о любви со стороны горожан говорить не приходится, но и оппоненты мэра обнаружились не среди избирателей. 

   
   

Последней «каплей» стал конфликт вокруг строительства храма святой Екатерины. Все громче зазвучали голоса о прямой или косвенной вине местных властей.
Дальше больше. 30 мая на внеочередном собрании депутатов глава города должен был представить отчёт о развитии и социально-экономических показателях Екатеринбурга. Но вместо этого мэр улетел в Африку. Новая дата для отчёта пока не назначена. «Скорее всего, её определит сам Александр Геннадьевич», – рассказали «АиФ-Урал» представители мэрии.

К слову, одно из оснований лишить главу города полномочий – неудовлетворительная оценка его работы по результатам ежегодного отчёта. Правда, двойку мэру депутаты должны поставить два раза подряд. Ещё одно основание – если он в течение трёх месяцев уклоняется от решения вопросов местного значения.

Несмотря на то, что Александру Геннадьевичу ничего такого пока не угрожает, в кулуарах заговорили о его возможной отставке.

В чём слабость, брат?

«Думу нынешнего созыва, в отличие от предыдущей, нельзя назвать «ручной», – считает политолог Александр Пирогов. – Предыдущая дума была полностью подконтрольна тогдашней городской администрации, нынешняя часто поступает вопреки решениям мэрии, у неё есть своё «эго». Именно она выбрала главу города, ей и губернатору он обязан своим креслом. При этом сама дума ему ничего не должна. В этом состоит слабость и уязвимость Александра Высокинского. Но есть один «нюанс»: сегодняшней думой, по сути, управляют три силы. Это коммунальное лобби Екатеринбурга, бизнесмен Виталий Кочетков, а также бывший «серый кардинал» Владимир Тунгусов. Ряд народных избранников явно или скрыто остаются верны ему, но их немного. «Тактический союз» первых двух сил, их договорённости и составляют силу в городском парламенте. Большинство будет голосовать так, как нужно их коалиции. Фигура главы города, при всей широте полномочий, имеет в этом отношении второстепенное значение. Но если возникнут новые договорённости, расклад сил может измениться».

В Багдаде всё спокойно

Ряд политологов говорит, что сегодня речь идёт не о нарушении вертикали власти, а о некой политической пустоте, поскольку слабость продемонстрировали все без исключения уровни власти. Когда модератором конфликта в регионе выступает президент, это ненормально.

Есть мнение, что ничего из ряда вон выходящего в столице Урала не происходит. «Есть такая морская поговорка: на суше умных много, когда на море беда, – говорит политолог, один из первых профессиональных менеджеров избирательных кампаний в СССР и России Игорь Минтусов. – Но я бы не стал драматизировать ситуацию и сгущать краски. У разных уровней власти могут быть разные интересы, это нормально, они не обязаны представлять собой некий монолит. В последнее время почему-то принято считать, что конфликты в регионах должны как-то напрягать Москву. Но вся политика – это согласование интересов! Не нужно воспринимать вертикаль власти как некий единый исполнительный механизм, так не бывает. Полагаю, что в федеральном центре, который, замечу, тоже не однороден, это понимают».    
   

Смотрите также: