Компанию «Транссибурал», ставшую центром транспортного скандала в Свердловской области, ожидает прокурорская проверка. Депутаты Законодательного собрания региона обещаю вывести перевозчика «на чистую воду», обвинив «Транссибурал» в нечистоплотной коммерческой игре. Помимо прокуратуры, члены парламента направили запросы с требованием проверки в антимонопольные органы и главе РЖД Владимиру Якунину. В ожидании результатов клиенты перевозчика замерли. Решения прокуратуры и ФАС могут перевернуть ситуацию на транспортном рынке.
Ссылаясь на заявление «Правде УРФО» депутата Свердловской областной думы Андрея Альшевских, запросы были направлены в региональную прокуратуру, ответы на них он ожидает получить в течение месяца.
«У нас имеются документы, согласно которым поезда «Трассибурала» имели преимущественное право прохода на станциях железной дороги. В этот и предыдущий созыв облдумы ко мне часто приходили жалобы от лесопромышленных компаний на «Трассибурал». Если нарушения этого перевозчика подтвердятся прокуратурой, антимонопольными органами, мы будем продолжать работу в этом направлении. Поднимем вопрос в областной думе. Премьер Анатолий Гредин говорил о необходимости создания в области единого перевозчика. В тоже время у нас вызывает вопросы преференции для «Транссибурала», - рассказывает Андрей Альшевских.
В свое блоге депутат выложил документы, согласно которым начальникам станций было дано предписание в преимущественном порядке, пропускать составы «Транссибурала».
Промышленники считают такое поведение компании попыткой восстановить свою монополию на региональном рынке перевозок, а затем и вмешательство в ценовую политику производителей стройматериалов.
«Из-за того, что вагоны «Транссибурала» пропускали в первую очередь, остальные составы вынужденно простаивали. Это вызвало рост расходов у промышленных компаний, отправлявших грузы. Основной собственник вагонов «Вторая грузовая компания» почему-то не предоставляет их. Ситуация очень напоминает историю, которая происходила с «Трассибуралом» и Первой грузовой компанией. Такое чувство, что перевозчик отрабатывает знакомую схему», - говорит один из членов ассоциации производителей и потребителей строительных материалов НЕДРА.
В беседе с «Правдой УРФО» представители промышленных предприятий в ярких красках описывают историю тесных взаимоотношений «… ненавистного перевозчика» с дочкой РЖД - «Первой грузовой компанией». В УрФО она в первую очередь заключила договор на предоставление услуг по подаче вагонов, как раз с ООО «Транссибурал». В результате реформы более половины парка ОАО «РЖД» были переданы в уставный капитал этой кампании. В это же время рынок перевозок начал испытывать острую нехватку вагонов. Согласно концепции реформы, ОАО «ПГК» была призвана усилить конкуренцию в сфере перевозок и, как следствие, снизить тарифную нагрузку на предприятия. При этом предполагалось заключить прямые договора с предприятиями, набрать клиентскую базу и начать конкурировать на рыночной основе с независимыми операторскими кампаниями – при помощи более качественных услуг по меньшим ставкам.
Однако, реформа в уральском округе пошла в другом направлении. С 2007 по 2009 годы «Первая грузовая компания» почти не заключала прямые договора с производителями, а организовала работу через ООО «Транссибурал».
«Это решение было принято в Москве и контролировалось первым заместителем ОАО «ПГК» Асатуровым и его подчинёнными. В это время, производители нашего региона пытались безуспешно заключить договоры на предоставление услуг по перевозкам в вагонах ПГК, атакуя местный филиал, либо центральный аппарат в Москве. Вместо этого на предприятия, с предложениями этих услуг стала выходить ОАО «Транссибурал». После долгих и безуспешных попыток заключить договор с ПГК, и в связи с острой нехваткой вагонов, предприятия вынуждены были заключать договора с ООО «Транссибурал» (за двумя юрлицами стоял Сергей Мазуркевич), который начал предоставлять услуги по предоставлению вагонов по повышенной ставке. Местный филиал ПГК, по указанию из Москвы, работал на «Транссибурал», передавая этой организации все самые «лакомые» контракты», - рассказывает обозревателю «Правды УРФО» представитель предприятия по добыче полезных ископаемых.
Примерами о любовном союзе дочки РЖД и частной компании с «Правдой УРФО» поделился бывший работник «Первой грузовой компании». «Я спокойно отправился в отпуск, а после возвращения узнал, что договор передан «Трассибуралу». Так нарабатывалась клиентская база для этой организации», - рассказывает экс-сотрудник ПГК.
В тоже время, для увеличения присутствия этой компании на рынке «Первая грузовая компания» и «Транссибурал» организуют 45 кольцевых маршрутов на Свердловской железной дороге. Под руководством начальника Свердловской ДУД структурного подразделения ЦДУД – филиала РЖД Кисловым, был создан диспетчерский круг для литерного продвижения этих маршрутов по дороге. Как выяснилось позже, всё это сопровождалось телеграммами за его подписью и подписью его заместителей с пометкой «важная» о скорейшем и беспрепятственном пропуске вагонов под управлением ООО «Транссибурал», отмечают источники «Правды УРФО». Эти действия были направлены на принудительное устранение конкурентов.
Пытаясь противостоять монополизации рынка перевозок, производители заключали договора с другими операторами, формировали из них маршруты. Однако, усилиями отдельных лиц в СвЖД, поддерживающих «Транссибурал», эти вагоны простаивали на станциях. В результате, из-за огромных простоев и, как следствия финансовых потерь, предприятия были вынуждены сдать арендованные вагоны и почти полностью перейти под влияние ООО «Транссибурал».
«Начальником Свердловского ТЦФТО Одайским велась непрерывная работа с производителями по рекламе работы с «Транссибуралом», которую он проводил на каждом совещании и индивидуально выезжал в компании с этим предложением. Апогеем, этой ситуации стал ультиматум транспортной компании производителям нерудных материалов о том, что они должны отдать ему все контракты на продажу щебня, а он будет диктовать им цены на щебень. Несогласным перерывались постановки вагонов, производители останавливали производство, назревал социальный взрыв. Приходилось отдавать контракты (ТОДЭП, Сургут и другое). При этом «Первая грузовая компания» держала глухую оборону и не давала никому вагоны», - рассказывает «Правде УРФО» пострадавший от деятельности «Транссибурала» промышленник.
Поведение «Трассибурала», во главе которого находился Сергей Мазуркевич, привело к взрыву на рынке. Производители начали жаловаться во всевозможный структуры: РЖД, правительство Свердловской области, полпредство УрФО, Президенту и председателю правительства РФ, Министерство Транспорта РФ, ФАС.
«На обращения отреагировали не все. Например, в правительстве Свердловской области отдельные руководители, наоборот, начали лоббировать интересы «Трассибурала». Из него предлагали сделать Региональную перевозочную компанию и обращались с этими предложениями в РДЖ», - рассказали «Правде УРФО» в ассоциации «НЕДРА».
ФАС же на основе предоставленных документов от производителей на заявки в ОАО «ПГК» и фактической её работы через «Транссибурал» возбудило дело по факту нарушения конкуренции. После поднятого и нарастающего шума дочка РЖД вынуждена была заключить часть договоров с производителями и даже, выделяла в небольшом количестве вагоны (см.здесь).
«Директор «Трассибурала» испугался, что дело доведут до конца и за проверкой ФАС последуют и другие. Он ездил лично на предприятия и извинялся за то, что перегнул палку, совершил ошибку. Клялся, что больше не станет диктовать условия производителям, лезть в продажи и впредь будет только торговать тарифом. Расчёт был прост, повинную голову не секут, тем более, что вагоны то всё равно у него. Но и тут Мазуркевич умудрился извернуться. На волне с извинениями начал собирать с предприятий письма о том, что последние благодарны ему за совместную работу и просят работать через него. Так и получилось, что за срыв поставок он в итоге даже благодарности получил», - рассказывает «Правде УРФО» один из свердловских промышленников.
Так или иначе, Мазуревичу удалось напугать производителей стройматериалов. Предприятия разделились на продолжающих борьбу за вагоны и тех, кто сдался «Транссибуралу». Однако непомерные аппетиты перевозчика порядком озлобили производителей. Тесные отношения с другой дочкой РДЖ – Второй грузовой компанией почти сразу возродили воспоминания о конфликтной ситуации с ПГК.
«Вторая грузовая компания не давала вагоны. Всех отправляли к «Транссибуралу», который, выставлял цены с коэффициентом 1,4 к тарифу 10-01, хотя на рынке некоторые компании работают с меньшими ценами. Благодаря поднятой шумихе и вмешательству федеральных властей в итоге вагоны стало возможно отправлять, договариваясь напрямую с ЦФТО (туда передана в настоящее время значительная часть вагонов ВГК – прим. ред.). Но «Транссибурал» продолжает настаивать на заключении контрактов с ним. Сложная ситуация будет летом: часть путей находится на ремонте, а вагоны зачастую отдаются под перевозку угля. Мы можем оказаться снова без транспорта. «Транссибурал» вновь станет выкручивать руки», - выражает «Правде УРФО» опасения своих коллег свердловский промышленник.
Участники рынка перевозок сейчас ожидают результатов прокурорской проверки скандальной транспортной компании. Материалы, при наличии оснований, будут переданы в следственные органы. В этом случае у господина Мазукевича вряд ли будет много времени на завоевание уральского рынка. А Второй грузовой компании, в этом случае, не останется ничего иного, как снять блокаду и выйти на работу с промышленниками без посредников.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.
Смотрите также:
- Уралвагонзавод передает военным первые танки нового поколения →
- Уральская оборонка процветает и... испытывает проблемы →
- Уралвагонзавод встает на кубинские рельсы →