Общая проблема: падение лифта в Нижнем Тагиле вскрыло недочеты всей отрасли

Лифт, рухнувший в больнице Нижнего Тагила на этой неделе, наделал немало шума по всей Свердловской области, и вскрылись проблемы, о которых многие из власть имущих не хотели вспоминать.

   
   

Как гром среди ясного неба

ЧП произошло 15 января рано утром. Лифтовая кабина с 8 пассажирами в Центральной городской больнице №1 двигалась с седьмого на шестой этаж, но внезапно сорвалась и полетела в подвал. По счастливой случайности, при приземлении пострадали только два человека – сотрудники медучреждения (медсестра и санитарка). Одну из них пришлось госпитализировать с диагнозом «сотрясение головного мозга», у другой была вывихнута голень, ей медицинскую помощь оказали на месте. Остальные пассажиры, включая лифтера, отделались испугом.

На место ЧП выехали представители множества служб и ведомств, включая сотрудников предприятия «Тагиллифт», Ростехнадзор, МЧС и полицию. Прибыл также мэр Нижнего Тагила Сергей Носов, а позднее подтянулись представители регионального Минздрава, следственный комитет и прокуратура.

Выяснилось, что упавший лифт был 1983 года выпуска и уже требовал замены. В феврале прошлого года он проходил техническое обследование, находился в технической эксплуатации «Тагиллифта». А с 1 января 2014 года его вообще не обслуживали, так как договор не был заключен!

Глава города Сергей Носов, побывав на месте происшествия, объявил: «Надо прекратить заниматься продлением сроков эксплуатации таких потенциально опасных механизмов, как лифты, и увеличить темпы их замены по программе развития города. Я приложу для этого все усилия…»

Руководитель областного Минздрава Аркадий Белявский в свою очередь заявил, что все лифты в ЦГБ №1 Нижнего Тагиле будут заменены в I квартале 2014 года. Более того, как раз накануне были выделены 7,2 миллиона рублей на замену в больнице четырех лифтов, просто «так уж сошлось», что один из лифтов не смог дождаться, пока его заменят более здоровым механизмом.

«Удивляться не приходится»

Сейчас правоохранители и Ростехнадзор проводят по факту ЧП доследственную проверку. Все свидетели уже опрошены, изучается техническая документация. «АиФ-Урал» в региональном следственном комитете рассказали, что на данный момент есть несколько версий происшествия. Приоритетной является банальная перегрузка: грузоподъемность рухнувшего лифта составляет 500 кг, а общий вес пассажиров мог быть несколько больше. Лифт переместился с незначительным ускорением с высоты 6 этажа до подвального помещения, где был остановлен пружинами безопасности.

   
   

Следователи разрабатывают и другие версии, в том числе – о возможной халатности должностных лиц (лифтера и администрации больницы).

У независимых экспертов есть свое мнение на этот счет. Технический директор группы компаний «Городской центр экспертиз» Евгений Кочетков:

«Наиболее вероятными причинами обрушения лифта являются обрыв троса, отказ в системе управления или, может, просто «разошлась» шахта. Самое главное, что вовремя сработали ловители, и пострадали только два человека. Ответственность же несет обслуживающая компания. Ежегодно специалисты в соответствии с техническим регламентом безопасности лифтов должны проводить техническое освидетельствование (контроль целостности троса, параллельность направляющих, исправность тормозов). У каждого лифта есть свой нормативный срок службы, который прописан в паспорте.

Раньше лифты идентифицировались как особо опасные объекты, Ростехнадзор (да, проблема касается всей страны, а не только нашего региона) в полном объеме осуществлял за ними надзор и давал заключение о годности лифтов к эксплуатации. Но затем, к сожалению, эту систему упразднили. С момента вступления в силу технического регламента о безопасности лифтов деятельность Ростехнадзора была возобновлена, но именно в рамках определенных требований – проверяются только несколько позиций. А это значит, что контроль значительно снижен по сравнению с тем, что было раньше. Удивляться подобным ЧП не приходится».

Стоит отметить, что это – далеко не первое происшествие на Среднем Урале, связанное с лифтами. В 2012 году в жилом доме Краснотурьинска рухнувший лифт зажал коляску с грудным младенцем. В тот раз чудом не пострадали ребенок и две женщины. Позднее в Качканаре в культурно-развлекательном центре в шахту лифта по недосмотру администрации упал посетитель. От полученных травм юноша скончался.

То ли еще будет!

Между тем, бедствие намного серьезней, чем один упавший лифт. Судя по всему, недалек тот час, когда лифты начнут обрушиваться по всей Свердловской области, и последствия подобного «дождя» трудно даже представить. Если в госучреждениях подъемные механизмы, рано или поздно, заменят или отремонтируют за счет бюджета, то за чей счет это будут делать в жилых домах?

Мы уже неоднократно писали о том, что лифтовое хозяйство Среднего Урала находится в ужасающем состоянии. И все усилия областных и муниципальных властей в этом направлении выливаются в «латание дыр».

Судите сами: в зданиях Свердловской области установлены и работают 16,5 тысячи лифтов. И на сегодняшний день 40% всех механизмов в регионе нуждаются в капитальном ремонте или полной замене. Причем, по закону, заменять их собственники должны за свой счет. Однако большинству уральцев это явно не по карману. Стоимость нового лифта с работой по установке составляет около 1,5 миллиона рублей. В среднем на одну квартиру получается 50-75 тысяч.

До последнего времени в этом процессе был задействован федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, региональный и муниципальные бюджеты. В прошлом году лифты меняли в 11 городах Свердловской области, в том числе в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Полевском, Качканаре, Краснотурьинске, Лесном. Так, в Екатеринбурге в течение 2013 года за счет бюджетных средств в жилых домах был заменен 171 лифт, а с 2010 года – почти 600.

Это – капля в море. На обновление всего лифтового хозяйства области необходимо около 7-8 миллиардов рублей. Но не стоит забывать, что срок службы лифта составляет 25 лет, и когда все устаревшие механизмы будут заменены, будут представлять потенциальную опасность те, что сегодня находятся в рабочем состоянии. Получается замкнутый круг.