В эфире Областного телевидения вышла программа «Четверо против одного», гостем которой стал Евгений Куйвашев. Губернатор отвечал на самые острые вопросы телезрителей и сразу четырёх собеседников – ведущих телеканала Максима Путинцева и Елены Шевелевой, директора филиала «Российской газеты» Сергея Салыгина, а также композитора и драматурга Александра Пантыкина. Сегодня мы публикуем самые, на наш взгляд, интересные отрывки этого интервью.
– Евгений Владимирович, сегодня много говорят об обострении противостояния области и ее столицы – Екатеринбурга. Прошёл митинг за отставку сити-менеджера Александра Якоба, «ответная акция» за сохранение стабильности городской власти, появлялись различные рекламные растяжки... В чём причина этого обострения?
– Никакого противостояния область - город я не вижу. Есть часть обычного политического процесса. И те люди, кто участвует в митингах, имеют на это полное право. Высказывание мнений и за, и против – это нормально, это часть гражданского общества, часть нашей жизни.
– Ряд наблюдателей связывают происходящее с реформой местного самоуправления. Как вы относитесь к ней?
– Я уверен – такая реформа абсолютно своевременна, а в таких городах, как Екатеринбург, –просто необходима. Нужно максимально приблизить муниципальную власть к людям, к жителям, к избирателям. Более чётко очертить те полномочия, которые получит каждый из уровней власти, определить понятный принцип её формирования и уровень ответственности.
Антитабачный закон – «геноцид» или спасение?
– С 1 июня вступила в силу вторая часть антитабачного закона. Курильщики говорят, что им не помогают бросить курить, а просто издеваются. Некоторые утверждают, что идёт настоящий геноцид, требуют смягчить новые запреты… Может, власти действительно переборщили?
– Меры, о которых идёт речь, не новы, они применялись в других странах. И там значительно сократилось число курильщиков. Сегодня всем понятно, что курение - это вред. Необходимо завязывать с этой привычкой. Что касается «геноцида» – мест, где можно при желании покурить, достаточно.
– Эта инициатива мне известна. Необходимо более внимательно посмотреть все плюсы и минусы. Действительно, гражданам, в случае принятия этой инициативы, будет возмещаться НДФЛ. Вместе с тем НДФЛ не будет доплачиваться в виде налогов в местный бюджет, откуда получают заработную плату транспортники, учителя, врачи, воспитатели в детских садах. Здесь нужно действительно всё взвесить.
– У нас в Свердловской области что-то делается для развития внутреннего туризма?
– Программа развития туризма в Свердловской области принята до 20 года. Общий объём этой программы 1 млрд 170 млн рублей. Готов проект «Самоцветное кольцо Урала», который мы представили в Министерство спорта и туризма и Федеральное агентство по туризму. Он дает возможность бизнесу, людям, которые изготавливают сувениры, экскурсоводам, туристическим компаниям сконцентрироваться вокруг этого проекта.
Чтобы люди к нам приехали, нужно их завлечь, чтобы завлечь, нужно создать условия и отрекламировать их. Это комплексная работа. Это именно сотрудничество государственное и частное. Примеры такие есть, они с успехом реализуются во многих регионах, и нам есть чему поучиться. Я думаю, что главное – начать.
– Одна из острых тем – строительство фабрики золотодобычи с помощью цианида в селе Быньги. Появится ли запрет на её строительство?
– Сегодня проект проходит государственную экспертизу, мы ждём ее результатов. Окончательное решение примут на федеральном уровне. Я считаю, что во главе угла должна стоять экология. При этом надо отметить, что добыча золота с применением цианидов в закрытой форме – это сегодня одна из передовых технологий в мире.
Вопрос в эффективности
– Как решается в регионе проблема нехватки детских садов?
– Когда я только приехал работать в Свердловскую область, мы проводили соответствующие исследования. Главной проблемой люди называли не вопросы ЖКХ, не транспорт, а обеспечение местами в детских садах. Что сделано за это время? Только за предыдущий год создали, отремонтировали и построили 33 детских сада, что позволило нам сократить очередь на 12 тыс. человек. В этом году в области строится 107 детских садов. Мы обеспечим 18 тыс. мест, и еще 14 тыс. – в следующем, 2015 году. До сентября 2015 года, в крайнем случае до 1 января 2016, эту проблему решим.
– Принята программа, которая предусматривает серьезное финансирование на обновление транспортных, инженерных инфраструктур, чтобы мы могли дать возможность и бизнесу вкладывать деньги в строительство гостиниц, в строительство кафе, ресторанов. Мы продолжаем финансирование модернизации инженерных сетей. Общий объем – порядка 450 млн рублей в год, и уже в следующем году планируется увеличение этого объема. Помним про детские сады и школы в Верхотурье. У нас также принята программа в общем объеме 2,7 млрд рублей – до 18 года мы обязательно отреставрируем все главные памятники историко-культурного наследия. Мы собирались с коллегами, с наблюдательным советом, мы составили четкую программу, по которой будем работать.
– Повысится ли плата за проезд в екатеринбургском общественном транспорте?
– Совсем недавно по моей инициативе начала работу совместная комиссия. Она рассматривала различные спорные вопросы, о которых говорили депутаты городской думы и чиновники администрации. Прошло уже два заседания, и совсем скоро будут сделаны выводы. Пока совершенно очевидно: раз в Екатеринбурге плата за проезд 23 рубля, а в Перми 16, в Челябинске и Тюмени 18, речь идет об эффективности работы самих транспортных предприятий и администрации города.
Транспорт – очень чувствительная отрасль, особенно внутригородской пассажирский. Организацией перевозок нужно заниматься ежедневно, ежеминутно. Необходимо совершенствовать систему маршрутов, сокращать их дублирование, более четко и понятно выстраивать правила игры с частным перевозчиком. При этом необходимо вкладывать деньги в модернизацию транспорта (у нас и такие планы есть), переходить на более дешевое топливо, применять новые технологии.
Что касается повышения цен – мы сделаем все, чтобы его не было. Область в полном объеме выполняет все взятые на себя обязательства по обеспечению перевозки льготников.
Украинский «крючок»
– Многих волнует кризис на Украине. Такое ощущение, что он затянется надолго… У нас целый ряд предприятий тесно связаны с украинскими. Что-то делается, чтобы мы не почувствовали на своей экономике последствий происходящих там событий?
– Да, у нас есть предприятия – в основном вертикально интегрированные, – которые связаны с украинскими компаниями. Пока от их руководства я не получал тревожных сигналов. Как правило, предприятия, которые быстро среагировали на политический кризис Украины, уже нашли партнеров среди других производителей.
Вместе с тем надо понимать, что в первую очередь необходимо развивать внутрироссийские кооперации – межрегиональные и внутрирегиональные. Этому призван помочь совет главных конструкторов, работу которого мы возобновили в этом году. И первые успехи уже есть. Уверен – развивая такие связи, мы можем очень быстро уйти от импорта.
– Подписанный контракт с Китаем на поставку газа – это не просто контракт, это серьезный стимул для развития нашей экономике, разработки новых месторождений, строительства трубопроводов, создания рабочих мест по обслуживанию этих трубопроводов, это большой перспективный рынок сбыта нашего сырья.
Что касается газификации, то она необходима, сегодня она идет за счет средств «Газпрома» и субъекта РФ. Около месяца назад мы один населенный пункт с 1000 дворами газифицировали в Красноуфимском районе. В этом году газификация будет продолжена в соответствии с утвержденной программой до 20 года. Что касается населенных пунктов, где нет газовой трубы и нет возможности ее провести (или она никогда не окупится), там решается вопрос автономных наполнителей, так называемых газгольдеров, которые мы в прошлом году с успехом начали применять, и пока нареканий со стороны жителей мы не слышали. Надо использовать и другие виды топлива. Газификация - это хорошо, но нужно помнить и об альтернативных видах энергии и альтернативных видах топлива, которых в Свердловской области тоже предостаточно.
– К слову о Китае. Вы как-то сказали, что совет безопасности при губернаторе обсуждал тему китайских теплиц. Сейчас начался летний сезон, теплицы строятся как грибы. Это хорошо заметно, к примеру, в Сысертском районе. Насколько мы можем гарантировать качество того, что производится в них?
– На совете безопасности были приняты решения об усилении контроля со стороны Роспотребнадзора, со стороны экологических организаций, нашего министерства природных ресурсов. В период посевной компании проводятся очень частые проверки использования земли, в том числе и в тепличных условиях. И контроль будет только усиливаться. Мы должны добиться максимального качества.
Нам нужен взрыв. Культурный
– 2014-й год особенный – год культуры. И на региональном и на федеральном уровне вы регулярно встречаетесь с представителями творческих союзов, с коллективами. Недавно даже, насколько я знаю, квартиры начали выдавать артистам наших ведущих областных театров. Не будут ли заброшены эти начинания в следующем году?
– Нет, не будут. До 2020 года на программу развития культуры Свердловской области предусмотрен 21 миллиард рублей. Ежегодно отрасль культуры получает около 3 млрд рублей. В этом году мы серьезно повысим заработную плату – с 15 000 до 20 400 рублей. Уже в этом году Коляда-театр открылся в новом здании. Совсем недавно, в прошлом году, был открыт музей Эрнста Неизвестного. В этом году была почти отремонтирована библиотека им. Белинского.
Мы и дальше будем продолжать поддерживать наших сотрудников, работников культуры жильем и другими социальными благами. Задача сегодня – привлечь как можно больше людей к культуре, показать молодежи истинные ценности Урала и нашей страны, рассказать об искусстве и о тех потенциалах, которыми мы владеем. Это важная работа, и Министерство культуры Свердловской области находится на правильном пути.
– За последние годы в нашей области вообще сильно изменилась культурная политика. В прошлом году создан совет по культуре при губернаторе, учреждены новые гранты главы региона…
– И я абсолютно уверен, что мы поступаем правильно. Нужно «погружать» нашу молодежь в культуру, показать её особенности, богатства, возможности. Культурный «взрыв» в 90-х годах привел к тому, что большое количество молодых людей стало заниматься музыкой, интересоваться культурой. Сейчас, если хотите, нам необходим второй такой толчок. И мы будем делать для этого все возможное.
Сегодня строится инновационно-культурный центр в Первоуральске, выделено помещение в новом здании для Коляда-театра, для Союза композиторов. Мы будем поощрять наших лучших деятелей культуры различными способами – от стимулирования грандами до выделения квартир.
Говорят, как только начинается кризис, культуру «сокращают» одной из первых. Так вот – этого не будет. Мы и дальше будем поддерживать её, выделять средства, как бы тяжело это ни было.
– Замечательно отношусь, идею обязательно надо реализовать. Память всех наших достойных земляков нужно увековечить. Можете рассчитывать на мою поддержку.
– На какие культурные мероприятия вам самому удалось сходить в последнее время? Что понравилось?
– Понравилось всё, что увидел. Был в Театре Музкомедии, в филармонии, был на концертах группы «Чайф», Александра Новикова, был на выступлении наших «Уральских пельменей». Хотелось бы больше, но, увы, – далеко не всегда хватает времени.