На днях специальный выпуск программы «Акцент» состоялся на полигоне «Старатель» под Нижним Тагилом, где прошла Девятая международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов. Гостем ведущей программы Анастасии Анисимовой стал председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.
Внимание оборонке
– Денис Владимирович, вы первый, кто совершил обход экспозиции на выставке. Поделитесь впечатлениями.
– Наверное, губернатор и председатель правительства и должны самые первые обходить выставку, так как она проходит в Свердловской области. В основном здесь представлены наши предприятия. Мы эту выставку вместе с Уралвагонзаводом устраивали, готовились к ней. Я ежемесячно проводил все совещания, поэтому логично, что мы должны обойти, посмотреть наши предприятия, пообщаться, поддержать наших людей. Мы это сделали с огромным удовольствием.
– Довольны тем, что увидели?
– Мне кажется, мы сделали существенный рывок по сравнению с выставкой, которая была два года назад. Сегодня уже сорок иностранных государств присутствуют на выставке. Мы ожидаем, что порядка 40–45 тысяч человек посетят ее в итоге. Много это или мало? Достаточно, если мы сравниваем с «Иннопромом». В течение полугода на двух выставках – «Иннопром» и ExpoArms – побывает 90 тысяч посетителей. Это хорошая цифра.
– Правильно будет сказать, что сейчас «верстается» программа развития промышленности до 2020 года?
– Правильно. Она на выходе.
– Хотелось бы узнать, какая ее доля будет уделена оборонке?
– Безусловно, оборонка Свердловской области в силу истории, которая была связана с войной, имеет особое значение. Сегодня оборонка демонстрирует высокие темпы роста, активно строится, модернизируется, закупается новое оборудование. Соответственно, появляются новые продукты, новые технологии. Нужно отметить одну вещь – по темпам роста из всех отраслей Свердловской области сегодня оборонка на первом месте. Ее валовой продукт, конечно, не в лидерах, но, если говорить про темпы роста, про обновление, про внедрение новых технологий – она точно впереди всех.
– Благодаря чему удалось достичь таких показателей?
– Гособоронзаказ. На наших оборонных предприятиях мы сохранили науку, людей, желание и возможность работать, быстро адаптироваться под новые требования и выполнять госзаказ. Плюс, безусловно, модернизация. Нужно признать, что и Российская Федерация очень активно помогает оборонным предприятиям с модернизацией оборудования – станками, которые соответствуют сегодняшним требованиям и качеству. И программа, которую мы готовим, дополняет те инструменты, которые предложены Российской Федерацией. В этом году мы активно рассказывали, что впервые в Свердловской области у Министерства промышленности появился свой бюджет. Мы говорили о процентах при модернизации производства – деньгах, которые выделили. Это, по сути, прямые инвестиции на приобретение оборудования, когда мы до пятидесяти процентов компенсируем в затратах на оборудование, купленное в течение года. Если предприятие, которое платит налоги и зарплату, а также выполняет ряд требований, которые есть в положении по конкурсному отбору, к примеру, приобрело станок за десять миллионов рублей, то пять миллионов рублей компенсируются. Мы запланировали в этом году порядка 612 миллионов рублей только на эти инструменты. Мы – промышленный регион и понимаем, что обязаны промышленность поддерживать.
Все сами – не есть хорошо
– Нужно ли привлекать в сферу оборонки частный капитал?
– Я считаю, что да. Знаете старое словосочетание – «натуральное хозяйство». Это когда все на одном предприятии пытаются все сделать сами. Но «все сами» – не всегда очень хорошо.
– То есть вы не согласны с выражением, что хочешь сделать хорошо – сделай это сам.
– Я считаю, что мы в любом случае рано или поздно перейдем к кооперации, к малому бизнесу, который может стать для знаковых, для крупных предприятий поставщиком небольших изделий, узлов, на которых эти малые предприятия будут концентрироваться, и за счет этой консолидации они добьются лучшего результата.
– Хотя бы в рамках региона?
– Да, внутри субъекта. Мы, безусловно, за то, чтобы это была внутренняя кооперация. Мы заинтересованы в этом.
– А мы готовы закрывать потребности оборонки своими малыми предприятиями?
– Много раз говорим об уникальности Свердловской области. Когда мы имеем сохраненную науку, когда имеем при оборонных предприятиях конструкторские бюро, когда говорим о численности, а мы в нашем регионе самый крупный субъект, я уверен, что мы способны эту потребность закрыть.
Кадры связаны с машинами
– Давайте поговорим о кадрах, потому что без них сегодня никуда. Был подписан меморандум о создании инжинирингового центра на базе УрФУ, там четыре субъекта выступили инициаторами. Что нам это даст?
– Мы говорим о лазерных технологиях, о дедивной технологии. Знаете, как принтер может напечатать красивый листочек разными цветами, он может выбрать определенные грани, как-то их обособить отдельно, так же сегодня эта самая дедивная технология и принтеры могут делать определенные детали.
– То есть у нас кадры – это машины?
– Кадры, безусловно, неразрывно связаны с машинами, потому что машины без кадров не могут работать, а кадры без машин могут, но не с той производительностью, не с тем качеством. Поэтому эти вещи взаимодополняемы. УрФУ сегодня – крупнейший вуз, который в Российской Федерации попал в десятку финансируемых государством с задачей, что он должен попасть в мировой ТОП-100 университетов мира. Именно там учится основной поток наших студентов, именно там мы сможем отобрать лучших из них. Поэтому оборудование при УрФУ будет куплено, установлено и заработает не только на экономику и на внедрение на другие предприятия. Наши студенты смогут его чувствовать, видеть. Мы говорим о том, что мы будем отбирать лучших студентов, которые будут создавать новые технологии, внедрять их на производстве и на этом оборудовании в последующем смогут работать на предприятии.
– И когда же эта система заработает?
– Думаю, что первое оборудование на базе пока не УрФУ, другой площадки, поставим до конца года: один – четыре станка, которые будут работать. Что касается УрФУ, мы подали заявку, губернатор подписал письмо. Надеюсь, мы победим в отборе, у нас будут сложены усилия субъекта, УрФУ и бизнеса. На площадке УрФУ есть территория – ее нужно отремонтировать и купить оборудование. Я две недели назад встречался с мировыми лидерами поставки лазера, которые также заинтересовались этой совместной работой для того, чтобы в последующем внедрять технологии на производство. Все это существенно улучшает жизнь предприятий, которые дают новое качество продукта. На базе УрФУ есть наука и состав, который может ее внедрять. Правительство как координатор и бизнес заинтересованы в получении этого продукта.
Вторая пирамида
– Не могу не спросить про Нижний Тагил, потому что развитие города вы тоже держали на особом контроле. Довольны ли вы тем, как город подошел к выставке?
– В соответствии с поручением губернатора Свердловской области, с момента выделения денег Нижнему Тагилу я ежемесячно проводил здесь совещания с главой. Мы решали задачи по подготовке города не только к выставке, а вообще об изменении качества жизни. Поэтому мне кажется, что Нижний Тагил справился с поставленной задачей. Я надеюсь, что горожане увидели те изменения, которые произошли благодаря решениям, которые принял губернатор в декабре на выездном совещании Президиума Правительства.
– Может стать Нижний Тагил региональным центром привлечения инвестиций, о которых вы так много говорите в последнее время?
– Знаете, у нас есть Екатеринбург, который мы любим. Он, по сути, является центром, который притягивает все. Потому что он крупный, потому что там наука, потому что логистически Свердловская область выглядит правильно. Эта пирамида Екатеринбурга, она сегодня копится, копится, растет, собирается, строятся дома, инфраструктура, бизнес. У Нижнего Тагила есть все для того, чтобы стать второй такой пирамидой, чтобы притягивать предприятия для того, чтобы они строились и развивались. Ровно для этого принималась программа, в которой губернатор говорил о новом качестве жизни. Именно для этого выделялись деньги, чтобы условия и качество жизни менялось и людей так же, как в Екатеринбург, притягивало и в Нижний Тагил.
Смотрите также:
- Александр Татаркин: власти не хотят сотрудничать с уральскими учеными →
- Эксперты откликнулись на новую программную статью губернатора →
- Праймериз - игра командная →