Кругом плесень! На Урале школу для особых детей определили в ветхое здание

В здании то и дело образуются трещины. © / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

Посреди учебного года ученикам «Полевской школы», в которой реализуются адаптированные общеобразовательные программы, предписано покинуть здание и перейти в другое. Родители бьют тревогу: оно ветхое и не рассчитано на особых учеников. После того, как обращение к местной администрации не дало результатов, группа активистов пожаловалась в прокуратуру. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил проверить информацию о нарушении прав детей-инвалидов в Полевском. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

   
   

Только не падать!

Родителей учащихся «Полевской школы» поставили перед фактом: их дети должны посещать занятия в другом здании. Старое, дескать, не соответствует нормам безопасности. Вот только новый «школьный дом» оказался в ещё более плачевном состоянии. Закончить переезд планируется к декабрю. Перетаскивая вещи, мамы ужаснулись, увидев, в каких условиях предстоит учиться их детям.

Группа мам подходит к баскетбольной корзине в спортивном зале. Пол предательски прогибается под их весом. Под этим залом находится подсобное помещение, и там видно, как течёт потолок.

Представители родительского комитета идут дальше – знакомиться с новой школой. «Осторожно»! – кричит кто-то. Запинаюсь о высокий железный порог, телефон выпадает из рук. «Вы не ушиблись? – спрашивают сочувственно женщины. – Пойдёмте в столовую, только там тоже смотрите под ноги». Небольшое помещение со столами, плотно стоящими друг с другом, – между рядами не протиснуться. Трудно представить, как здесь будут обедать 150 человек.

По словам родителей, ребят будут кормить привозной едой из одноразовой посуды. «Мой всё вывалит себе на одежду. И они не научатся накрывать на стол», – сокрушается одна из мам. Экскурсия по школе продолжается.

Человеку с плохой координацией непросто воспользоваться таким туалетом, не говоря уже о том, что кабинки не закрываются. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

В туалетах нет закрывающихся кабин, а унитазы расположены на высоком «постаменте». «Пока будут лезть, описаются», – говорят мамы.

Один из важнейших кабинетов – логопеда – решили разделить на две части. В одной из них должны заниматься малыши. «Где работать? Это же проходное помещение вроде коридорчика», – педагог в недоумении. В её распоряжении – пространство чуть больше туалетной кабинки.

   
   
Кабинет логопеда — чуть больше туалетной кабинки. А ведь именно здесь проходят самые важные занятия. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Здесь опять порожек. Не упадите! Вот как наши дети будут здесь ходить, если даже взрослый здоровый человек постоянно запинается»?! – возмущается специальный педагог и мама ребёнка с особенностями развития Елена Рожкова.

Вот такие высокие пороги встречаются здесь повсюду. Даже взрослому человеку иногда сложно не запнуться. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Снаружи вид у здания ещё более неутешительный. Стены покрыты плесенью, кругом трещины – в некоторые можно просунуть руку. Рядом – обледенелая дорожка, по которой с трудом идут люди. Справа и слева есть железные ворота, только тропинок нет. Дети с нарушенной координацией должны продираться к знаниям через тернии в буквальном смысле слова.

И это далеко не полный список проблем учебного заведения, куда ребятам предстоит переместиться. Это при том, что школьники, которые придут сюда на учёбу, имеют ментальные нарушения, а значит, особые потребности. Они, например, долго привыкают к определённым условиям, а если те меняются, с большим трудом перестраиваются. Те же, кто передвигается на инвалидной коляске, и вовсе вынуждены будут перейти на домашнее обучение: в старом-новом здании нет пандусов, зато крутые лестницы и очень мало места.

Это не инклюзия

«Мы поступились своими амбициями, мечтами, потому что наша главная цель – адаптировать ребёнка к миру. Пусть он научится только полы мыть, но даже для этого надо проделать с ним большую работу, – объясняет представитель родительского комитета Наталья Климова. – А сейчас нам предлагают три варианта: заниматься в этом здании, где особым детям опасно находиться, перейти на домашнее обучение, лишив ребёнка социализации и заперев его в четырёх стенах, или пойти в общеобразовательную школу. У нас в классах ограниченное количество детей. Где-то занимаются пять, а где-то 13 человек. Учитель знает особенности поведения каждого: кто сейчас встанет посреди урока, кто начнёт громко говорить… Наши педагоги стали для ребят вторыми родителями, и они могут организовать процесс обучения, несмотря на все нюансы. Моя дочка умеет только читать, а её одноклассники – считать. Кто-то даже начал учить таблицу умножения. Здесь к каждому индивидуальный подход. В обычной же школе особый ребёнок будет просто просиживать часы. Таким детям нужны тьюторы, которые будут их сопровождать. Сомневаюсь, что они найдутся. Значит, у нас начнётся регресс, и вся работа – насмарку. А если здоровые дети начнут высмеивать мою дочь, она не сможет даже пожаловаться. Такое обучение – это не инклюзия. Фактически наших детей лишают права на образование».

На всех окнах установлены решётки, вопреки требованиям техники безопасности. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Родители подчёркивают: если задача обычной школы – дать знания, то здесь всё немного иначе. Ребятам с умственными отклонениями важно просто научиться жить в обществе: правильно общаться и выполнять простые бытовые действия, мыть руки, класть еду себе в тарелку. А одна из важнейших целей – освоить азы рабочей специальности, чтобы потом поступить в колледж и выучиться, например, на маляра-штукатура.

«Где они будут штукатурить: в спортзале или на коленке»?! – возмутилась мама одного из учеников Надежда Туртаева. К слову, Надежда усыновила пятерых детей, один из которых имеет особенности умственного развития.

По её словам, на сегодняшний день о строительстве нового здания «Полевской школы» речи не идёт, а в старом педагогическому коллективу и ученикам остаться не разрешают. Более того, чиновники пригрозили: «Будете оббивать пороги – вообще школу расформируют».

На задворках

Ещё одна серьезная проблема – в «Полевской школе», судя по всему, не будет медработника. Ранее в штате была фельдшер, но из-за непосильной нагрузки она уволилась. «Когда на собрании, на котором присутствовала чиновница от образования, мы спрашивали, будет ли у нас хотя бы медсестра, та уходила от ответа. Теперь выясняется, что в школу будет приходить медработник, но чуть ли не раз в месяц», – рассказывает Елена Рожкова.

Отделка отходит от стен школы, кое-где видна плесень. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Между тем и педагоги, и родители понимают: особым детям может внезапно понадобиться помощь медика. К примеру, ребёнок не нашёл места в раздевалке или что-то пошло не так, в результате истерика, а за ней – приступ. По словам мамочек, предыдущая школа хотя бы находилась в самом центре города, рядом с больницей. Бригада скорой помощи могла приехать за считаные минуты.

Новое здание стоит на периферии, и добраться туда не так просто. Ехать с особенным ребёнком на общественном транспорте – сплошное мучение. А те родители, у кого есть машины, сетуют: добраться на них до школы – непростая задача.

«Там высокая гора, на которую не так просто заехать, – говорит Наталья Климова. – Тем более что дорога вспомогательная и очень узкая. Машины там ставить негде. Пока одного ребёнка высадят, проводят до школы, образуется километровая пробка. Нам обещали специальные школьные автобусы, только никто так и не сказал, сколько их и когда они точно будут. Кроме того, нам неизвест­но, будет ли у детей сопровождающий. Дело в том, что не все ребята могут ехать в автобусе самостоятельно».

…Устав от безрезультатности общения с чиновниками, группа родителей-активистов обратилась в прокуратуру. По их мнению, налицо ущемление прав детей-инвалидов.