Чем занимаются на Урале и как относятся к «ряженым»? Интервью с казаком

Казаков в Сухом Логу узнают и по их добрым делам, и по выправке в парадном строю. © / Из личного архива

Жизнь современных казаков подчинена нынешним условиям жизни. Но им удаётся сохранить главное – дух казачества. Об этом рассказывает казачий полковник, атаман Сухоложской станицы, Среднеуральского отдела Оренбургского казачьего войска Александр Филипов.

   
   

С молоком матери

– Александр Викторович, как вы лично оказались в станице?

– Станица Сухоложская была образована в 1992 году, у её истоков стоял Анатолий Владимирович Потанин, и я пришёл в том же году. Помните, время какое было? Непростое, непонятное, неспокойное. И душевный покой можно было найти только в вере, в православии – это и привлекло меня в казачестве в первую очередь. Потому что, как у нас говорят, казак без веры не казак. Так что в казачестве я оказался по зову сердца, впрочем, как и большинство ребят в нашей станице.

Фото: Из личного архива

Потомственных казаков на Урале единицы. У нас, скажем, только Виталий Корниенко, который приехал сюда с Дона, – потомственный казак. Хотя… Мой отец родом из Донецкой области, кто его знает, может, если порыться, найдутся корни казачьи. Наши сухоложские казаки, помню, начали с восстановления храма в селе Знаменское, это было в 1989 году. А потом Господь Бог привёл нас к образованию станицы.

Изначально мы ставили перед собой цель – патриотическое воспитание детей, молодёжи. Видимо, не зря работали: сегодня в станице мы с Анатолием Потаниным самые старшие, остальные казаки – это в основном молодёжь. И сегодняшние ребята продолжают наше дело, также активно занимаются с молодёжью. У нас, к примеру, 11 лет назад был создан «Казачий дозор» – в летние военно-патриотические лагеря собираем до 200 ребятишек. Причём не только своих. К нам приезжают дети из Ханты-Мансийского автономного округа, из Самары и так далее. И это не только дети казаков, и не только мальчишки, у нас и девочек каждую смену немало бывает. Они, к слову, себя не хуже мальчишек показывают.

– В чём?

– В чём угодно. Ребята у нас во время смены и полосу препятствий преодолевают, и сборку-разборку оружия осваивают, и верховой езде учатся. Словом, всю программу военно-патриотических лагерей, которые были в наше с вами – советское – время, мы используем. Она же временем проверена!
Мальчишки, которые постоянно в нашем лагере занимались, идут на службу в армию уже подготовленными. И это сразу отмечают командиры. Никто из наших ребят от армии не бегает, наоборот, все стремятся служить. А девчонки, которые в лагеря ездили 15-летними, сегодня выросли, вышли замуж и везут к нам своих младенцев. Вот в прошлом году приехали в «Казачий дозор» с мужьями и с колясками. Представляете, ребёнок жизненные принципы казаков, их принципы воспитания, основанные на любви к Отечеству, впитывает с молоком матери! Думаю, из этих малышей достойные люди вырастут. И в круглогодичных сборах «Казачьего дозора» повзрослевшие барышни участвуют. Это о многом говорит, правда?

   
   
Фото: Из личного архива

К нам, кстати, приезжали делиться опытом донские казаки. Побывали в лагере, позже, на Покрова, на занятиях… Пожали нам руки: «Молодцы! Всё у вас отлично получается».

Судят по делам

– Организация лагеря, проведения занятий с детьми – всё это требует затрат. Кто вам помогает?

– Всё на свои организуем. Видели, например, во дворе полевую кухню? Вот она с нами везде и ездит, варим в ней еду, кормим всех. Слава Богу, всё у нас получается.

Цифра недели
30 лет отметит в июле станица Сухоложская.
– А как у вас внутри станицы с дисциплиной?

– Железная. Как без этого? Станица у нас делится на хутора – их в настоящее время девять, в каждом хуторе есть атаман, который за дисциплиной следит. И если человек слегка провинится, с ним обязательно проводится воспитательная работа. Но поводов для этого немного. Все казаки понимают свою ответственность. Кроме того, казакам некогда ерундой заниматься. Помимо основной работы, у казаков дел невпроворот. На минувшей неделе, например, помогали приходу готовиться к празднику Крещения Господня, прорубали иордань, устанавливали палатки. Во время массовых городских мероприятий мы обеспечиваем общественный порядок. В поисковых операциях всегда участвуем, летом, например, всё время заблудившихся бабушек и дедушек в лесах ищем. А помните, несколько лет назад мальчонку несколько суток под Рефтинским искали? Мы тоже в этом участвовали. С местным отделением Красного креста мы также сотрудничаем. И паллиативному отделению казаки традиционно помогают. Если, например, надо куда-то пациента свозить – не вопрос, ночь-полночь, встаём и едем. Спортзал своими рукам и при штабе сделали: помещение отремонтировали, тренажёры поставили – приходи и занимайся в своё удовольствие.

И потом ведь у нас летом регулярные сборы, на которые казаки тоже часто с детьми ездят.

– Зачем взрослым мужчинам участвовать в сборах? Разобрать и собрать автомат, думаю, все из вас умеют.

– Повторенье – мать ученья. Себя надо в форме держать, мы ведь защитники Отечества. Пока над нами мирное небо, но если вдруг возникнет такая необходимость, мы свою землю будем вместе с военными в первых рядах защищать. В мобилизационных сборах наши казаки также обязательно участвуют, никто не отлынивает.

90-е годы. Одно из первых построений сухоложских казаков. Фото: Из личного архива

Казаки – это сила, это ответственность, это дисциплина. Думаю, именно это и привлекает молодёжь, которая хочет для своего села, своего города, своего региона, своей страны что-то доброе сделать, а не просто днём и ночью в гаджетах сидеть.

– Вы мне сказали по телефону: «Сейчас за вами казачок на «форде» подъедет». Кони теперь у казаков другие?

– Мы же в современном мире живём. Хотя наши ребята и с конями легко управляются. И в рубке шашкой мастера есть, и педагоги, которые это искусство передать могут. Существует даже общероссийская общественная организация развития традиционного военного искусства «Федерация рубки шашкой «Казарла». С нагайкой тоже современные казаки умеют обращаться. И песни казачьи знают, в том числе коренные, аутентичные – поют их на кругах постоянно. В нашей станице Сухоложская, в селе Курьи (там хутор Курьинский), даже есть музыкальный коллектив, который казачьи песни исполняет.

Фото: Из личного архива

Мы чтим казачьи традиции, следуем принципам жизни, которые казаки исповедовали испокон веку, сохраняем дух казачества, но, повторюсь, живём в современном мире. Хотя форма у нас есть – парадная, полевая и повседневная, сшитая по традиционным канонам.

– Не обижайтесь, но вы же наверняка знаете, что в адрес современных казаков иногда можно услышать: «Ряженые». Что бы вы на это ответили?

– Так говорят в основном за глаза, потому и отвечать некому. А если бы подошли да прямо сказали, я бы нашёл, что ответить и чем свой ответ обосновать. И, прежде всего, сказал бы, что нельзя под одну гребёнку всех стричь. Конечно, есть такие личности, которые, словом «казак» прикрываясь, творят что-нибудь неблаговидное, а на самом деле они ничего общего с нами не имеют. Бог им судья. Мы живём честно, и, думаю, умные люди судят по делам, а не по пустым словам.