Разобраться, кто виноват и что делать, не просто. Проблем здесь – целый клубок, и распутывать его ни власти, ни промышленники не спешат.
«Лёгкие» больны
В соответствии с генеральным планом развития Екатеринбурга вредные заводы должны были вынести за пределы города. Однако воз и ныне там. Пример тому – исчезновение полосы зелёных насаждений между микрорайоном Заречный и заводом ВИЗ. «Зелёную зону вырубили и застроили, – отмечает Марина Сахарова. – По генеральному плану ВИЗ должен быть вынесен за территорию города. Делать этого никто не собирается, а вот санитарную зону уничтожили так, будто завода уже нет».
«О каком здоровье может идти речь? Вы посмотрите, какая вода течёт из наших кранов. Умываться невозможно, не то что пить! – возмущается читательница «АиФ-Урал» из Екатеринбурга Лариса Савинцева. – На улице тоже долго не погуляешь. Из-за пыли и смога горло начинает саднить, а глаза слезиться. Нас что, заморить решили массово?»
Свердловская область не впервые отличилась дурной экологией. На сей раз специалисты «Зелёного патруля» обнаружили проблемы с водой и воздухом, припомнив Среднему Уралу воду с личинками комаров в Тавде, а также угрозу заражения водохранилища и начинённый вредными веществами воздух в Первоуральске.
Данным статистиков трудно не верить. Их подтверждают результаты работы местных экологов и цифры Свердловского Роспотребнадзора. В 2015 году санитарные врачи проверили 1 027 предприятий и объектов, которые могут представлять опасность для атмосферы. При этом на 232 из них выявлены нарушения.
Повседневная экология
Условно экологические проблемы можно разделить на две части. Первые – те, что связаны с промышленными предприятиями. Проблемы второй группы можно отнести к повседневной экологии. Это те вещи, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: вода, которую пьём, воздух, которым дышим. Большая вина здесь лежит на органах власти и на необдуманной, а то и бездарной градостроительной политике муниципальных образований.
«Только в Екатеринбурге ежегодно вырубаются сотни гектаров насаждений: под строительство, под стоянки. Город обнажается, теряет защиту, как результат – ухудшение экологической обстановки», – рассказывает
инспектор общественного экологического контроля Всероссийского общества охраны природы Сергей Кириллов.
Солидарна с ним и
эксперт в области градостроительства Марина Сахарова: «В 2004 году на одного жителя приходилось 0,4 квадратных метра зелёных насаждений, а сейчас и того меньше. Тогда как генеральный план, действующий и ныне, предписывал 7 метров. Деревьев становится всё меньше – практически во всех парках были вырубки. Кроме того, активно вырубаются зелёные полосы вдоль улиц и дорог».
Соседями Свердловской области в тройке худших стали Челябинская область и Северная Осетия. А вот лучшими в экологическом плане оказались Тамбовская, Белгородская и Ульяновская области и Алтайский край.
Весомый вклад в отравление городов вносит и строительная отрасль. При проведении многочисленных работ используются материалы, которые становятся источниками пыли. Со временем песок и пыль из стыков плитки вымываются и, находясь в таком свободном состоянии, перемещаются по городу. Кроме того, много грязи вывозят автомобили с тех же строительных площадок. Как итог – там, где раньше были газоны, сейчас лежит плитка, которая никоим образом не улучшает экологическую обстановку.
Причины остаются
Тревожную ситуацию с каждым годом также усугубляют равнодушие властей и жадность предпринимателей. Региональная прокуратура регулярно выявляет предприятия, которые работают и загрязняют воздух без специальных на то разрешений. При том, что многие из них неоднократно привлекались к ответственности за одни и те же нарушения, они и не думают менять что-либо в своей работе. Сегодня промышленникам легче штраф заплатить, чем очистные сооружения установить.
«Экологическая безопасность должна разрабатываться предельно конкретно. Не дальние лозунги, а целый комплекс мероприятий, допустим: относительно воздуха, почвы, детского здоровья. Без этих мер, увы, ничего не изменится», – уверен
эколог Владимир Блинов.
Ну а пока… пока ведётся лишь борьба с последствиями, тогда как причины остаются.
Смотрите также: