Электросамокаты – проблема для пешеходов и водителей

Кикшеринг пользуется особой популярностью у молодёжи. © / Густаво Зырянов / "АиФ-Новосибирск"

Аренда электросамокатов – «кикшеринг» – набирает в Екатеринбурге всё большую популярность. Но с появлением нового вида транспорта растёт и травматизм среди уральцев. Законодательно регламентировать «бешеные табуретки» пока никто не торопится.

   
   

Закон не писан

Похожая проблема была в столице Среднего Урала несколько лет назад с велосипедистами. Её попытались решить введением правил езды на двухколёсном транспорте: передвижение только по вело- и велопешеходным дорожкам, а если таковых нет, то по краю проезжей части. Однако и сейчас, хоть и реже, велосипедисты нарушают эти правила, передвигаясь по тротуарам и подрезая пешеходов.
Ситуация с электросамокатами намного сложнее. Скорость передвижения у них выше (25 км/ч, у велосипеда – 10–17 км/ч), при этом заметность намного ниже. В городские травмпункты с завидной регулярностью обращаются как водители электротранспорта, так и те, кто пострадал от столкновения. Отметим, что скорости в 20 км/ч уже достаточно, чтобы нанести смертельную травму шестилетнему ребёнку. Но если к велосипедам действительно были предъявлены требования на законодательном уровне, то для электросамокатов сейчас не утверждено ни одного правила или закона.

Штрафовать за превышение скорости такой транспорт также практически невозможно, потому что у самокатов нет номерных знаков и идентификаторов. Чем измерять скорость самоката, тоже не совсем понятно.

По словам замчначальника УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Дмитрия Панфилова, небольшое количество ДТП с самокатами – следствие того, что в ситуации, когда человек едет на самокате и врезается в пешехода, данное происшествие не квалифицируется как ДТП.

«Это то же самое, как два пешехода столкнулись друг с другом. Это не попадает в нашу статистику. Вместе с тем таких фактов на сегодняшний день уже достаточное количество. По каждому факту причинения вреда здоровью сотрудники полиции разбираются, но уже не в рамках расследования материалов по ДТП, а в рамках других процедур», – пояснил Дмитрий Панфилов.

Призвать к ответственности

В Госдуме РФ дискуссия о введении правил передвижения на самокатах длится уже три года. Предложенные поправки постоянно откладывались, однако быстрое распространение самокатов на улицах городов может ускорить процесс их принятия.

Статистика
2 случая ДТП с участием электросамокатов в этом году.
«Мы все ждём изменения законодательства, – говорит Дмитрий Панфилов. – Мы, ГИБДД, готовы наводить порядок, но сейчас у нас нет возможности наказывать самокатчиков, по вине которых происходят столкновения на тротуарах».    
   

Проблему отсутствия строгого законодательства и чёткой механики того, как урегулировать потоки пешеходов, велосипедов и самокатов, отмечает и депутат гордумы Екатеринбурга, зампред постоянной комиссии по безопасности жизнедеятельности населения Тимофей Жуков. Ему и его коллегам поступает много обращений от граждан, которые недовольны теми, кто активно передвигается по тротуарам на велосипедах и самокатах. В то же время, отметил он, любители лёгких двухколёсных ТС указывают, что автовладельцы притесняют их на дорогах, а пешеходы выгоняют с тротуаров.

«Это сложный вопрос, и мы понимаем и пешеходов, которым небезопасно передвигаться по городу, и тех, кто ездит на велосипедах и электросамокатах, – для них мало инфраструктуры, поэтому они вынуждены ездить по тротуарам. Вопрос упирается в перспективы развития городской инфраструктуры для подобного транспорта. Если при строительстве новых районов она учитывается, то центр города изменить крайне сложно. Это долгий процесс, а столкновения происходят здесь и сейчас, и нужно уже сегодня решать эту проблему, поэтому важно менять законодательство», – подчеркнул депутат.

Кстати
За 4 месяца 2021 года зарегистрировано 17 ДТП с участием мотоциклов, в которых 4 человека погибли (уровень прошлого года), 16 получили ранения. Что касается велосипедистов, то произошло 10 ДТП, при этом погиб 1 человек, 9 получили ранения. С начала года количество ДТП с велосипедами выросло на 30%.

Михаил Лежнин