«Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Эти слова из клятвы, которую дают сегодня воспитанники отряда «Каравелла», созданного почти шестьдесят лет назад писателем Владиславом Крапивиным, стали жизненным девизом для многих поклонников его творчества.
Прижизненный классик
Когда уходят такие люди, принято говорить: ушла эпоха. Книги Крапивина никогда не входили в школьную программу, но на них выросло несколько поколений жителей Советского Союза и современной России.
Его первый рассказ был опубликован ещё в 1960 году, а уже через два года появилась первая книга – «Рейс «Ориона». Ещё через два года, в возрасте 25 лет, он был принят в Союз писателей СССР, факт по тем временам уникальный.
Сегодня наследие Крапивина насчитывает порядка двух сотен произведений, среди которых «Голубятня на жёлтой поляне», «Лётчик для особых поручений», «Дети синего фламинго», «Колыбельная для брата», «Журавлёнок и молнии», цикл повестей «В глубине Великого Кристалла», трилогия «Острова и капитаны». По степени влияния на детей и подростков (да и на многих взрослых) среди современных отечественных писателей Крапивину равных не было. В СССР рядом с ним можно было поставить разве что Аркадия Гайдара. Ради его романов, повестей и рассказов люди выписывали журналы и газеты («Уральский следопыт», «Пионер», «Костёр», «Пионерская правда»). Многие из них стали культовыми.
Популярнее Гомера?
В романтике Крапивина прослеживается влияние Александра Грина, Аркадия Гайдара, Вениамина Каверина, поэта Павла Когана, сам он неоднократно говорил, что его учителем был Константин Паустовский, а на одном из семинаров в Москве Командор занимался у Льва Кассиля.
Огромным плюсом его произведений было ещё и то, что иллюстратором многих из них была замечательный художник Евгения Стерлигова. Она оформила более 160 книг, из них сто написано Владиславом Крапивиным. «Я не художница, я рисующий читатель», – сказала как-то о себе Евгения Ивановна.
Крапивин очень ценил это сотрудничество. «У нас полное взаимопонимание, во многом одинаковое видение мира, – отмечал он. – Мы работаем, прежде всего, для детей, а дети – они стихийные реалисты. Они хотят видеть в книгах настоящих, живых героев-сверстников».
Родом из «Каравеллы»
В литературоведении есть такой термин – крапивинские мальчики: дети и подростки из произведений Командора, с острым чувством справедливости, готовые защищать её в любой ситуации. Как правило, они равнодушны к материальным ценностям; если отправляются искать клад – то не ради богатств, а ради приключений. Им важны не вещи сами по себе, а то, что за ними стоит.
Герой романа «Журавлёнок и молнии», которому угрожают выгнать из пионеров, говорит: «А я галстук не отдам. Зубами вцеплюсь». Тем не менее отношение к «Каравелле» со стороны властей в разные годы было разным. В 70–80-е её не принимала официальная педагогика, отряд неоднократно пытались запрещать. Однако «Каравелла» пережила развал СССР, бурные 90-е, кризисы нулевых, действует она и сегодня.
Бывшие воспитанники сохранили о «Каравелле» и её Командоре самые тёплые воспоминания. «В моей жизни, как и в жизни моей дочери, он появился в восемь лет, – рассказывает предприниматель из Екатеринбурга Сергей Новгородов. – У неё он появился через книжки и на редких встречах в отряде. А я рос в «Каравелле». Это место, созданное им, просто пропитано его духом и идеями. Неоднократно бывал у них дома, и каждое посещение в детстве было для меня как посещение чего-то особенного (как поход в кино или музей). Не один раз меня выручали умения, навыки и знания, полученные благодаря Владиславу Петровичу. Мне очень повезло, что я был знаком с ним почти всю свою жизнь».
Среди воспитанников «Каравеллы» (а их что-то около 15–20 тысяч человек) – лидер группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец. В своё время, будучи под впечатлением от книг Крапивина, он написал в отряд письмо и получил ответ: «Серёжа, мы тебя ждём». Известно также, что ряд своих героев писатель нашёл именно среди воспитанников отряда. «Я точно знаю: не будь этих ребят – не было бы и «Мальчика со шпагой»», – рассказывал Крапивин.
На причале Вечности
У Командора был свой талисман, который всюду сопровождал его на протяжении нескольких десятилетий. Как вспоминал Крапивин, он купил его однажды в киоске: «Посмотрел на него, пожалел, сказал: тебя будут звать Митька, мы будем с тобой путешествовать вдвоём». В 2014 году писатель стал первым лауреатом премии президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Владислав Петрович взял Митьку даже на приём к главе государства. «Он там в уголке смотрел из рук моих друзей, как Владимир Владимирович вручает мне знак премии», –- рассказывал писатель. Родные Крапивина считают Митьку членом семьи.
Как уже говорилось, произведения Крапивина не входили в школьную программу, да и сам Командор был против этого. В одном из интервью он признался: «Когда книги попадают в школьную программу, они становятся обязаловкой, их требуют читать, анализировать, ставят за них двойки. Я не хочу, чтобы за мои книги ставили двойки».
Тем не менее имя Владислава Петровича было увековечено в Екатеринбурге ещё при жизни. Его носит областная библиотека для детей и молодёжи, международная детская литературная премия, в 2017 году его именем назвали астероид. В обозримом будущем в столице Урала могут появиться улица Крапивина и музей, посвящённый его жизни и творчеству. Но, несомненно, главным памятником Командору будут его книги.