Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Отец Максим, праздник Крещения Господня порой сводится нами до необходимости набрать в храме святой воды и окунания в ледяную купель. В чем на самом деле смысл этого праздника?
Максим Миняло: - В этот день Церковь вспоминает Евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Для нас же этот праздник – напоминание, что крещение – это двери в Церковь и, при необходимом условии спасения души в вечную жизнь.
Как известно, при крещении человек даёт обет Богу уклоняться от греха и строить свою жизнь согласно Евангелия, и праздник Богоявления – ещё и напоминание о тех обещаниях, которые мы дали Богу. Сложно представить, как человек, не читавший Евангелие, будет выполнять данные обещания. Поэтому Крещение Господне – хороший повод, чтобы начать читать Евангелие впервые или перечитать его вновь.
Окунание же в прорубь, да, в каком-то смысле связано с праздником, но ещё в XIX святители московские предупреждали – не надо превращать это в молодецкую забаву.
Телега без лошади
- То есть это не каноническое действие?
- Нет, это только народная традиция. Пусть она будет, ни в коем случае не хочу высказаться против этой традиции, в любом случае, это память о празднике, пусть и в такой эксцентричной форме. Но что толку от телеги, когда нет лошади? Окунание в прорубь без религиозной составляющей, без участия в богослужении – та самая телега без лошади.
- Многие считают, что вода в крещенской купели смоет все грехи. Что вы на это скажете?
- Это заблуждение, суеверие – суетная, ложная вера, не имеющая под собой оснований. Грехи прощаются во время Таинства Крещения, которое совершается над человеком однократно. В дальнейшем грехи «смываются» только покаянием, то есть исправлением, а после исправления через Таинство исповеди.
Крещению предшествовала проповедь Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». В этих словах два существенных тезиса. Во-первых, о приближении Царства Небесного – вечной жизни с Богом. Во-вторых, о том, что без покаяния, без изменения своей жизни невозможно присоединиться к этой вечной жизни. Поэтому эти слова о необходимости изменения своей жизни имеют в праздник Крещения особое значение.
- Но ведь на Крещение вода освящается не только в храмах, но и на водоёмах, не так ли?
- Чин великого водосвятия на Крещение совершается дважды – в Крещенский сочельник, то есть накануне Крещения Господня, и в сам праздник. И, действительно, мы освящаем воду не только в храмах, но и в проруби, если, конечно, есть возможность пройти до водоёма крестным ходом.
Божественная благодать
- Как пользоваться святой водой после того, как принесли её домой? И сколько её нужно брать?
- Относиться к этой воде нужно как к святыне. После чина Великого водосвятия вода приобретает особое свойство через действие Божественной благодати. Поэтому, когда человек её употребляет с верой и молитвой, он получает духовную помощь. В каком-то смысле это таинство, поскольку освящение воды – это таинственная, мистическая вещь, которая не может быть объяснена математическим, химическим или физическим способом. Это тайна проникновения Бога в нашу жизнь через молитву посредством святой воды, освящённого масла и более всего в таинстве Евхаристии, через святое Причастие.
Святую воду принято пить ежедневно, помолившись, понемногу (глоток) утром натощак. Если человек болеет, он для того, чтобы призвать Божью помощь, пьёт святую воду при необходимости, вне зависимости от времени суток. Кроме того, болящего можно святой водой окропить.
Что же касается количества… Как-то протоиерея Дмитрия Смирнова спросили: «Можно ли вино в пост?» Он ответил: «Можно». А когда уточнили: «Сколько?» – он ответил: «Ну, ящик…» (Смеётся. – Ред.) А что ещё он мог ответить?
Каждый сам определяет разумное количество, которое будет ему необходимо для ежедневного употребления святой воды в течение года. Мы наливаем столько, сколько человек захочет, нам не жалко. В нашем храме, например, раздаётся до ста тонн воды. Кроме того, мы запасаем несколько тонн в храме, чтобы в течение года (чин Великого водосвятия совершается раз в год) прихожане могли её попить.
А в Иоанно-Предтеченском соборе, бывало, и до трёхсот тонн в Крещение раздавали.