Искусственный мир. Почему блогеры стали популярнее газет и зачем все врут

«В условиях сегодняшней безнадёги блогерство претендует на то, чтобы остаться важнейшим способом реализации социальных интересов и возможностей соотнести себя с окружающим миром», – считает историк журналистики, профессор Екатеринбургской Академии современного искусства и одновременно научный сотрудник Ариэльского университета (Израиль) Дмитрий Стровский.

   
   

Досье
Дмитрий Стровский родился в 1962 году. Окончил факультет журналистики УрГУ (ныне УрФУ). Работал корреспондентом. С 1990 года преподавал на факультете журналистики УрГУ, руководил специализацией «Международная журналистика». Автор книг и статей по истории журналистики. Член ряда международных научных ассоциаций. Профессор Екатеринбургской академии современного искусства, научный сотрудник Ариэльского университета (Израиль).

– Дмитрий Леонидович, 14 июня отмечается Международный день блогера. Сегодня блогинг нередко воспринимают как гражданскую журналистику. Вы согласны с таким определением?

– Совсем не согласен. Как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий блогер может называться журналистом. Они по-разному воспринимают мир. Нельзя считаться журналистом, если ты не ставишь в центр внимания общественные проблемы, готовишь свои материалы без учета мнения аудитории. А блогерство предполагает в первую очередь реализацию собственного мнения, каких бы вопросов оно ни касалось.

Конечно, и среди блогеров найдутся те, кто сформулирует повестку дня так, чтобы она имела не столько личный, сколько общественно значимый смысл. Многое зависит от того, как человек думает, насколько понимает личную ответственность за сказанное слово. Но это редкое явление.

Подавляющее большинство блогеров не задумывается об общественном смысле сказанного ими. Если человек постит своих любимых, пишет о котиках и собачках или рассказывает, как сходил в турпоход, это вряд ли окажутся журналистские публикации. Хотя и названные темы можно сделать журналистскими, рассказав, например, в каких условиях содержатся животные или подняв на обсуждение вопрос загрязнённости территорий. Но такое восприятие жизни в блогах можно встретить редко.

– В таком случае почему блоги вызывают такой большой интерес у интернет-пользователей?

   
   

– Потому что сегодняшние СМИ в России перестали неформально отражать окружающий мир и поднимают исключительно глобальные вопросы – политики, экономики. Мир становится каким-то искусственным. А где интересы маленького человека – того самого, о котором писал ещё Достоевский? Да нет их в СМИ! Именно по этой причине у многих обычных людей наблюдается тяга к публичной реализации своих мыслей и настроений, что и стимулирует их присутствие в интернете.

Взаимодействие с аудиторией важно для блогеров. Посмотрите, насколько скрупулезно многие из нас подсчитывают число лайков, появляющихся после выкладывания постов. Всё-таки, живя в обществе, мы не можем оставаться свободными от него. Так что сегодня блогерство становится важным источником информации для миллионов людей и, по большому счёту, способом транслирования их интересов. На мой взгляд, значимость этой сферы в дальнейшем будет только возрастать.

– В социальных сетях люди, однако, так часто переходят границы личного, настолько обнажаются перед собой и окружающими, что невольно испытываешь испанский стыд. Отчего интимное возводится до уровня общественного? От внутреннего одиночества?

– От ощущения внутреннего дискомфорта. Прежние ценности утратили свою былую устойчивость. Сегодня повсеместно кричат, что семья меняет свои очертания. За рубежом появились даже термины: «родитель первый», «родитель второй». То, что прежде казалось странным, возводится на пьедестал. Культивируется закон силы, вульгарность и пошлость считаются нормальными чертами человека. Всё более популярными в мире становятся операции по смене пола. Я не против поиска себя, но привычный человеческий облик уже воспринимается как нечто из ряда вон выходящее.

Огромное число обычных людей ощущают неустойчивость окружающего их мира. Отсюда стремление многих из нас вывернуться наизнанку, а подчас и забыть о моральных табу.

Нам кажется, что мы сами решаем, как себя вести. Но часто не замечаем, что становимся частичками во многом искусственного мира, копируя все и вся.

Посмотрите, как в последнее время публично извращаются идеи любви, дружбы, взаимовыручки. Не только в России, кстати. Кто сегодня, например, идеал героя литературы, средств массовой информации? Нередко это человек, совершающий какие-то экстремистские действия, нарушающий этические нормы. Полная семья вообще перестает быть нормой, а если и присутствует, то папа там непременно тиран или садист, мама несчастная, а дети заброшены.

А сколько вокруг нас циркулирует «фактов» о том, что человек съел собаку или пообедал вместе со своими умершими родственниками. Я не утрирую – мне доводилось много раз видеть подобные заметки даже в приличных изданиях. Возникает ощущение, что наряду с больной политикой на нас наступает вселенский оккультизм. Разрушает всё это моральное здоровье человека? Ещё как! Сегодня и психологи бьют тревогу: число психически больных людей неуклонно возрастает. Одни в этой ситуации ещё способны себя сдерживать, а у других тормоза уже сломались.

– Агрессия в социальных сетях отсюда же родом?

– Безусловно. Она возникает не только от состояния неустроенности, в котором пребывают десятки миллионов россиян, но и от вседозволенности. И от одиночества. Посредством приобщения к СМИ человек интуитивно хочет не только быть информированным, но и решить для себя какие-то проблемы. А ему постоянно указывают на то, что общественная жизнь более важна, чем его собственная. Психологически тем самым люди загоняются в тупик.

Когда я жил в России, проводил много семинаров в редакциях различных газет. И всегда спрашивал журналистов: почему вы так много места уделяете чиновничьим структурам, но на страницах вашего издания нет рубрики «Семья» или «Личная жизнь». «А разве это можно?» – в свою очередь спрашивали меня газетчики. Почему же нельзя? Если СМИ игнорируют личный мир человека, то что удивляться, почему многих из нас бросает в крайности. Эти крайности потом выходят и в интернет-пространство.

Те же СМИ сегодня постоянно кричат, что главное – получать удовольствие от жизни, дополнительный адреналин. Работа мысли и души, ответственность за тех, кто рядом, – всё это уходит на задний план. Богатый бизнесмен – это непременно лучше, чем учитель или врач, деньги – палочка-выручалочка от всех бед.

Я не против благополучия. Но неуёмное давление этих тем способно привести к деградации людей. В этих условиях и происходит массовое отклонение от естественных норм поведения. Посмотрите на стиль взаимодействия в интернет-сфере. В переписке ничего не стоит оскорбить человека, нередко слышны угрозы в адрес друг друга. О сниженной лексике в ходе такой полемики я даже и не говорю. Она сегодня привычное дело.

– Искажённое восприятие мира?

– А может ли быть иным восприятие, если «всё смешалось в доме Облонских». Сегодня работающий человек в России не в состоянии обеспечить себе и близким нормальный уровень жизни. Два десятка миллиона людей, судя по официальной статистике, живут за чертой бедности. Разрушение естественного состояния человека приводит к психологическим срывам.

В публичном пространстве аргументы подчиняются эмоциям. Можно запросто сделать огульное заявление, вырвать из контекста какой-то кусок и на его основе формировать весь дальнейший разговор. Это есть, на мой взгляд, следствие абсолютного психологического дискомфорта, в котором находится сегодня российское общество.

В современных условиях тенденция к отсутствию ответственности за сказанное будет только усиливаться. Люди перестали слышать друг друга. Яркий пример – всевозможные ток-шоу на российских телеканалах, которые я смотрю в силу профессионального интереса к СМИ.

Меня охватывает оторопь от того, как ведут себя сегодня многие ведущие, как реагируют на всё зрители, перебивая друг друга. Это поведение людей оказалось следствием той информационной культуры, которая уже многие годы утверждается в массовом сознании. Постоянно нарушаются этические нормы – и в политической сфере, и в СМИ. И блогеры напрямую подвержены этим тенденциям.

– Безрадостная картина получается. Есть ли пути к спасению?

– Безусловно, есть, но для этого необходимо формирование социальной ответственности как у людей государственного мышления, так и у средств массовой информации. Почему только блогер должен нести ответственность за то, что говорит, если многие представители власти публично врут?

С кого мы должны в первую очередь спросить: с неэтично ведущего себя среднего гражданина или всё-таки с того, кто наделён административными ресурсами? Вседозволенность, реализуемая сегодня в блогерской сфере, – это результат голимого вранья на всех уровнях, попыток выдать желаемое за действительность.

Пути к духовному спасению общества сегодня не утрачены, поскольку разумных людей в российском обществе немало. Но будем откровенными: или эти пути начнут реализовываться на практике посредством принятия ответственных государственных решений, или мы так и будем делать вид, что со временем всё рассосётся. Само собой ничего не рассосётся!