Межгосударственный авиационный комитет опубликовал итоговый отчёт по расследованию ЧП под городом Жуковский примерно два месяца назад. В нём, в частности, говорится, что причиной аварии стало столкновение со стаей чаек. При этом действия пилотов, по мнению экспертов, имели «явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности». Акцентируется, что экипаж не выполнил до конца ни одно из действий, предусмотренных инструкцией. Одной из самых грубых ошибок пилотов признали то, что они не убрали шасси.
Свои действия Герой России, лётчик Дамир Юсупов прокомментировал во время пресс-конференции в Екатеринбурге, посвящённой выходу фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы»:
- Есть такая поговорка: каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Нештатным ситуациям обучают на тренажёрах, но в жизни всё бывает немного по-другому. В отчёте МАК каждый видит то, что хочет видеть. Помимо всего прочего там сказано, что условия, в которых находился самолёт, выходили за рамки ожидаемых, и безопасный исход полёта не гарантировался. Да, что-то мы сделали по инструкции, что-то – далеко не по инструкции. Но благодаря нашим действиям, считаю, что у нас благополучно завершился полёт.
По словам пилота, шасси машины не были убраны и вызывали дополнительное сопротивление: «Однако благодаря этому мы пролетели меньшее расстояние и выполнили посадку в пределах кукурузного поля. Пролетели бы дальше – там уже были строения, лес. Бортовой компьютер показал выход реверса. Никакой инструкции в этом случае не существует, потому что реверс в полёте в принципе выходить не должен…»
Для справки: реверс – режим работы двигателя, при котором вектор тяги направлен против направления движения летательного аппарата. Напомним, что самолёт «Уральских авиалиний» А321 совершил аварийную посадку в кукурузном поле в Подмосковье 15 августа 2019 года. Все находившиеся на его борту 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили, при этом 74 человека получили травмы различной степени тяжести. На второй день после ЧП президент Владимир Путин наградил командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина званиями Героев России, а остальных членов экипажа – Орденами Мужества.