Март 2020 года стал для Среднего Урала переломным – жизнь жителей региона разделилась на «до пандемии» и на «время короны». В новой реальности мы живём уже год. Поводов для поздравлений нет, поэтому просто вспомним…
Уникальный опыт
Твёрдость, в какой-то степени даже жёсткость, проявленная сотрудниками Роспотребнадзора при предотвращении завоза инфекции на территорию региона, была в тот момент крайне необходима. Например, область приобрела уникальный опыт дистанционного судопроизводства. Не секрет, что часть пассажиров международных рейсов категорически отказывалась следовать из аэропорта Кольцово в обсерватор. В этом случае «отказников» отправляли на изоляцию принудительно по решению суда, причём с судами сотрудники Роспотребнадзора связывались онлайн прямо из аэропорта.
Когда COVID-19 всё же нарушил границы Свердловской области, на передовую линию обороны вышли врачи. Причём не только инфекционисты и реаниматологи – краткосрочные курсы по лечению новой коронавирусной инфекции проходили педиатры, стоматологи, хирурги, гинекологи, психиатры, врачи других специальностей. Все они боролись за жизнь пациентов в «красных зонах».
С момента регистрации на территории Среднего Урала первого случая COVID-19 в регионе зафиксировано 81 270 случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией. 74 449 человек выздоровели. 2 638 человек скончались. (По официальным данным на начало текущей недели).
Наследство пандемии
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Эта поговорка точно характеризует изменения, которые произошли за минувший год в жизни уральцев. Так, например, регион охватило беспрецедентное по масштабам добровольческое движение. Во время тотальной самоизоляции тысячи молодых волонтёров оказывали помощь тем, кто особо уязвим перед коронавирусом.
Предприятия общественного питания, торговли, бизнеса, руководители крупных промышленных предприятий, невзирая на экономическую нестабильность, находили и выделяли средства на приобретение индивидуальных средств защиты, аппаратов ИВЛ, автомобилей скорой медицинской помощи, дежурные бригады ковидных госпиталей обеспечивались питанием и так далее. Всё это позволяло медикам не тратить силы на решение как больших, так и маленьких проблем, а сосредоточиться именно на оказании медицинской помощи пациентам».
Страшно смешно
Год назад среди жителей Среднего Урала бродили панические настроения. Едва ли не каждый третий пост или комментарий в социальных сетях начинался со слов: «Не хочу сеять панику, но…» Кроме того, люди делились навалившимися бедами: закрыли предприятие, отправили в неоплачиваемый отпуск, сократили зарплату, ребёнок не справляется с дистанционкой, у бабушки поднялось давление, а навестить её не могу…
Но не в характере уральцев жить в атмосфере страха и уныния. Многие жители региона решили, что пандемия новой коронавирусной инфекции – это страшно… смешно.
«В конце апреля мы с друзьями приняли решение коллекционировать всевозможные мемы, шутки, карикатуры, анекдоты, посвящённые «короне», – рассказывает наш читатель Виталий Ильцев из Екатеринбурга. – Помню, нашли в Сети замечательную подборку того, что нам известно о коронавирусе: «Этот вирус смертельный, но, в общем-то, не страшный. Лучше гулять на воздухе, но на воздух (особенно в парки) нельзя. Из дома выходить нельзя, но если нужно, то можно» и так далее. Все шутки, связанные с «короной», отражают суть происходящего, но делают эту суть не такой пугающей».
«В мае, осатанев от скуки и безденежья, мы с дочкой решили развлечься шитьём весёлых масок, – рассказывает Ольга Фрагина из Нижнего Тагила. – Магазины тканей тогда, понятно, не работали, поэтому пришлось пользоваться услугами интернет-магазинов. Шили маски с котиками, с цветочками, с этническими узорами. Потом стали шить однотонные, но вышивать на них смешные сюжеты. Неожиданно появился спрос. Так мы подняли настроение себе и нашим заказчикам и даже немного заработали».
Как избежать третьей волны
– Меня часто спрашивают, когда начнётся третья волна коронавируса. Во-первых, это деление условно, на самом деле, когда у нас начался осенний подъём заболеваемости, мы ещё не вышли из первой волны. А во-вторых, я повторяю, словно мантру: многие зависит от нас самих. Сейчас мы наблюдаем снижение заболеваемости.
Вместе с тем в области активно проводится вакцинация. Первым компонентом вакцины «Спутник V» уже привито более 200 тысяч человек. На днях мы ожидаем очередную поставку вакцины. Так вот, дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от того, сколько человек в области будет привито, и от того, насколько ответственно мы будем продолжать относиться к соблюдению всех мер безопасности. У нас есть возможность избежать третьей волны коронавирусной инфекции, давайте ею воспользуемся!
Всегда быть в маске
«Всегда быть в маске – судьба моя» – вслед за мистером Иксом сегодня эту арию напевает почти вся планета. Многомилионный хор.
Коронавирус коснулся каждого, даже тех, кто не переболел им. Он определял расписание жизни, наш рабочий график и планы на будущее. Уже год мы живём в атмосфере постоянно нагнетаемого напряжения: чуть ли не каждый день вычитываешь всё о новых и новых симптомах этой болезни, невольно и постоянно примеряешь их на себя. Мы привыкли жить с оглядкой на вирус, и это уже надолго. По себе замечаю, что иногда забываю снять маску, даже когда захожу в туалет, – рефлекс, дрессировка. Но такова природа человека, что он даже в самых сложных обстоятельствах ищет для себя хорошее. И я для себя пытаюсь акцентировать внимание прежде всего на этих моментах.
- Итак, за прошедший год мы стали более щепетильно относиться к своему здоровью, стали внимательнее к первым симптомам заболеваний (в принципе, черта не особо нам свойственная) – это раз.
- Во-вторых, научились ценить роскошь живого человеческого общения. То, что раньше представлялось рабочей рутиной, теперь, после всех этих локдаунов и дистанционок, стало восприниматься по-другому – настоящая жизнь, живые люди, наконец-то! Общение со студентами – в радость, споры с коллегами – в кайф, работа в провинции – вообще счастье небывалое, хоть куда-то выбрался.
- Третье – надеюсь, что многие из нас научились больше ценить каждое мгновение полноценной жизни – той, когда нигде не болит, ничего не тревожит, никто не пугает. А так-то, да, ничего нет хорошего в этом мировом/моровом поветрии, даже если оно чему-то нас и научило. Год как за два.