В столице Урала представили новый туристический маршрут для горожан и гостей Екатеринбурга. Маршрут посвящён истории немецкой диаспоры и её вкладу в развитие города — что уж говорить, даже один из основателей города Вильгельм де Генин был немцем.
Маршрут разработан Музеем истории Екатеринбурга при поддержке Генерального консульства Германии. Для горожан он будет доступен с 15 сентября, и скорее всего для начала лишь онлайн. Созданная для проекта «Екатеринбург немецкий» карта охватывает период с XVIII до XX века. На разработку всего маршрута ушло более трех месяцев.
Исчезающая история
С самого начала города в 1723 году немцы не были для Екатеринбурга чем-то необычным. Из Германии на Урал приезжали работать горные инженеры и рудознатцы, чтобы обучать своему ремеслу местных работников. Иностранные «контрактёры», как их тогда называли, основывали в Екатеринбурге целые династии. Немцы не только работали на заводах, но и занимались бизнесом — известны пивоварни, музыкальный магазин, аптека и переплётные мастерские, принадлежащие выходцам из Германии.
Алексеевское реальное училище и немецкая школа (на этом месте сегодня Гимназия №9) стали одними из самых быстрых социальных лифтов: сюда ехали поступать люди разного происхождения со всего Урала, потому что выжившие и сумевшие окончить образование могли сделать действительно головокружительную карьеру.
Всего туристический маршрут включает в себя 17 исторических мест, которые обязаны своим появлением и развитием немецкой диаспоре в Екатеринбурге.
Одно из таких исчезнувших зданий — лютеранская кирха Петра и Павла. Сейчас на её месте жилое здание — «Дом Артистов» на Ленина, 46.
Лютеранская община в Екатеринбурге появилась в момент основания города, и первые годы преимущественно состояла из шведов. Но уже к концу XVIII века среди прихожан преобладали те самые немецкие контрактёры.
Лютеранская церковь периодически меняла своё расположение — было деревянное здание на главной площади города, потом служения в частном доме и казённых строениях. Наконец, в 1861 году община получила разрешение на строительство своего храма. Прихожане организовали краундфандинг на строительство и церковь была возведена. Рядом с ней расположилось и кладбище.
Увы, но революция не пощадила не только людей, но и здание: уже в 1920-е годы приход был закрыт, кирху пытались перепрофилировать под светские цели и окончательно снесли в 1930-е...
Возвращение к корням
На положение уральских немцев в начале ХХ века огромное влияние оказала Первая мировая война и сопутствующая антигерманская агитация. У сохранивших германское гражданство в 1915 году начали отбирать их бизнес, многие бежали из Екатеринбурга.
Следующие антинемецкие кампании на Урале случились уже совсем скоро — после революции 1917 года.
Коснулся уральских немцев и «Большой террор» 1930-х: национальность вдруг стала достаточным основанием для обвинений в шпионаже и репрессий. Часть репрессированных содержали на трудовых лагерях и использовалась на тяжёлых работах. Советские немцы меняют имена и фамилии, перестают пользоваться родным языком в попытке сохранить свои жизни.
Впрочем, после Великой Отечественной войны на Урал попадают немцы уже как военнопленные. Узники лагеря для военных преступников строят несколько объектов — вы наверняка гуляли по улице Ленина вдоль домов 58 и 60, которые действительно возвели пособники нацистов. Амнистия для них наступила в 1955 году, они были вывезены с Урала.
Сейчас, в XXI веке уральские немцы начинают возвращать свою национальную идентичность. Начинают интересоваться своим прошлым, ищут сведения о предках, учат язык, организуют российско-немецкие сообщества и культурные учреждения.
История закручивается в спираль: подобные сообщества были привычным делом для многонационального Екатеринбурга с самого начала.
Музей истории не планирует останавливаться на сотрудничестве с консульством Германии. Пока в планах музея маршруты, связанные с еврейской и татарской общинами, а может, даже с историями отдельных людей, связавших свою судьбу с Екатеринбургом.