Хоть сегодня усадьба Харитоновых-Расторгуевых вполне обитаема и даже официально признана памятником архитектуры федерального значения, для многих екатеринбуржцев это дом, окруженный многочисленными и легендами.
Это место, кажется, с самого начала было обречено иметь интересную судьбу: когда-то именно здесь рубили первые деревья для возведения екатеринбургской плотины.
Времена ушедшие
Строить же жильё на Вознесенской горке начал губернский секретарь Семен Алексеевич Исаков ещё в 1794 году, но уже в 1795 году он скончался, не успев завершить проект. Усадебный участок с домиком вдова Исакова продала спустя три года — в 1798 году — состоятельному купцу Льву Ивановичу Расторгуеву за 2000 рублей. Сумма по тем временам совсем не маленькая — что-то около 1,2 миллиона по нынешнему курсу.
Лев Иванович и заложил здесь каменный фундамент с огромным подвалом в 1799 году, а к 1814 уже построил два дома, в том числе один флигель «глаголем» в два этажа с бельведером (открытой со всех сторон террасой с крышей) и оранжерею. В 1820 в усадьбе были встроены ещё два флигеля по улице Вознесенской и ещё один флигель во дворе.
В 1824 году Лев Иванович умер, а имение перешло к его зятю, Петру Яковлевичу Харитонову.
О роскошной жизни четы Расторгуевых-Харитоновых говорила их свадьба — её «гуляли» целый год, бесплатно угощая всех приходящих, и, по слухам, даже мыли лошадей шампанским.
Харитонов не только добавил декор на фасады усадьбы, но и быстро расширил имение — скупил прилегающие участки и разбил «парк в английском стиле», который и поныне называется Харитоновским.
Парк на болоте
Начало парку, однако, положил Расторгуев. На этом месте было болото, которое администрация города планировала осушить и застроить. «Расторгуев же настаивал, что земля совершенно непригодна для строительства, так что пусть лучше он сам построит там общественный парк. Разрешение-то он получил, но с высокой арендной платой, которую перестал платить после первого же взноса, считая, что созданный им парк является достоянием всего города», – рассказывает архитектор Михаил Голобородский.
Наследники купца вскоре перестали заниматься парком, так что он перешёл под управление городских властей.
По территории парка протекала речка Пеньковка, которая впадала в реку Мельковку, а та уже уносила воду в городской пруд. Именно для осушения болота в русле этой речки выкопали искусственный парковый пруд.
Из парка открывался отличный вид на природу и на набережную, с которой частенько пускали фейерверки.
Загадка прошлого
До сих пор никому не удалось точно установить, кто же был архитектором этого великолепного ансамбля.
По одной из версий, его спроектировал неизвестный зодчий, которому Расторгуев пообещал освобождение из Тобольской тюрьмы. Талантливого заключенного купец выписал за большие деньги, и узнику было строго запрещено даже называть своё имя. Лев Иванович, однако, обещание свое не сдержал и после окончания работ отослал его обратно в тюрьму, где зодчий покончил с собой.
По другой — первоначальным автором проекта был известный русский архитектор швейцарского происхождения Томмазо Адамини. Кстати, этот же мастер руководил строительством Михайловского дворца и множества других зданий в Петербурге. Доказательство этой версии обнаружил профессор Архитектурно-художественной академии, председатель общества уральских краеведов Всеволод Михайлович Слукин в архивах в одном итальянское издании. Там был прямо назван создатель усадьбы на Вознесенской горке — Томмазо Адамини. Об этом профессор Слукин вместе с соавтором Людмилой Зориной написали в своём сборнике «Улицы и площади старого Екатеринбурга».
Вероятно, свой вклад в строительство усадьбы внес и выдающийся уральский архитектор Михаил Малахов — он добавил мезонин с портиками, колонны и декоративные элементы на фасады. Им же возведена на территории усадьбы и собственная домовая церковь с ротондой — хозяин дома Лев Расторгуев был старообрядцем и посещать городские храмы не мог.
Тайны под землёй
Именно с верой хозяина усадьбы связано множество легенд: говорят, в домашней церкви иконы были закрыты от посторонних глаз незваных гостей картинами, а подвал и придомовая территория изрыты тоннелями, чтобы старообрядцы могли уйти из усадьбы не привлекая внимания. По другой версии, в этих подвалах пытали крепостных и рабочих Кыштымского завода, и по ночам можно было услышать крики...
Впрочем, часть легенды про тоннели подтвердилась. Например, в 1924 году в парке случился обвал грунта, действительно открывший загадочный тоннель. Но к дореволюционной истории в советское время относились пренебрежительно, поэтому тоннель тут же засыпали. Находили тоннели и 60-х годах ХХ века, как нашли и небольшое кладбище на дне пруда рядом с особняком.
Царская роскошь
Усадьба на Вознесенской горке была настолько роскошной, что в 1824 году там останавливался совершавший поездку по стране император Александр I.
Вот такую заметку авторства Артема Берковича можно найти в архиве Музея истории Екатеринбурга:
«Дом Расторгуева – Харитонова, где сейчас располагается Дворец творчества учащихся, - одно из самых замечательных явлений уральской архитектуры эпохи классицизма. В 1824 г. в доме останавливался путешествующий по России император Александр 1. «Да это настоящий дворец!» - невольно вырвалось у Александра Павловича, а уж он то понимал толк в роскоши. Спустя мгновение «Милосердный Монарх и Великодушный Отец своих подданных изволил показаться на балконе и радостные восклицания с громкогласным «ура!» переносились из конца в конец в тысячах стоящих из народа». В доме (или лучше сказать во дворце), на протяжении всего ХIХ века устраивались торжественные приемы и грандиозные балы по случаю особенно важных событий».
В 1837 году — усадьбу посещал и Александр II. Однако, в том же 1837 году тогдашний хозяин усадьбы Харитонов был выслан в Кексгольм, а усадьба начала пустеть.
Возрождение дворца
После долгого забвения усадьбу решили приспособить для Дворца Пионеров. Капитальный ремонт здесь провели в 1935-1937 годах, буквально перебрав здание по кирпичику, расширили некоторые помещения. Дореволюционная лепнина вдруг стала соседствовать с советскими барельефами.
В те же 30-е годы появилась внутренняя достопримечательность Дворца — Пушкинская комната, полностью расписанная монументальной палехской росписью. Впрочем, уникальная настенная роспись есть и в другой комнате — один из залов посвящён Бажову и расписан уральскими художниками в духе соцреализма.
После реконструкции здания передали Дворцу пионеров.
Примечательно, что при этом в Свердловске опросили детей, какие направления они хотели бы видеть во Дворце. Именно так одним из первых кружков стал... кружок таксидермистов, приведший бы в ужас современных родителей. В небольшом музее Дворца сохранилось одно из чучел, сделанных воспитанниками этого кружка.
В помещении бывшего храма помещался кружок любителей природы — можете и сами попробовать поискать весьма неожиданную фотографию пальмы в храмовой ротонде.
Один из выпускников Дворца с теплотой вспоминает и кружок каякинга: в его детстве ребята сами строили лодки, спускали их из окон второго этажа и плавили в парковом пруду.
Усадьба аристократов принадлежит детям уже около 80 лет: в нынешнем Дворце детского и юношеского творчества всё так же работают десятки кружков и занимаются сотни ребят.