На окраине посёлка Висим стоит необычный дом. На нём красуются целые картины, вырезанные из дерева. А на воротах надпись: «Усадьба Черепановых». Вокруг дома, во дворе, в огороде и даже на улице рядом с оградой усадьбы стоят деревянные скульптуры – персонажи сказок и мультфильмов, их тут около полутора десятков. Такой вид искусства ещё называют наивным, но за этими милыми изваяниями отнюдь не наивная история.
Сейчас «Усадьба Черепановых» – одна из достопримечательностей Висима, в посёлке даже есть указатели, направляющие туристов к необычному дому и его деревянным обитателям. Множество людей приезжает сюда посмотреть на деревянные фигуры, «Усадьба Черепановых» входит даже в автобусные туры. Хотя мастер, сотворивший всё это, делал их не для всеобщего призвания, а в Висим вообще переехал в поисках уединения.
Однажды мальчик нарисовал Сталина…
Виталий Черепанов начал плотничать уже в четыре года. Мальчик рос в деревне в Кировской области, время было послевоенное – игрушек не было, а играть хотелось. Вот он и стал себе делать игрушки сам – сначала трактор, потом грузовик, потом другие игрушки. «Никто меня работать с деревом не учил, – вспоминает Виталий Николаевич. – Берёшь сам топор, пилу и пошёл. Иногда поранишься до крови – от родителей ещё и влетит за это. Потом всё заживает – и снова за топор».
Когда Виталий стал постарше, он вместе с другими мальчишками начал бегать в соседнее село – смотреть кино. Смотрели обычно фильмы про войну и сами потом играли в войнушку. А игрушечное оружие себе и другим ребятам опять же делал Виталий – в двух деревнях пацаны бегали с его поделками. А ещё он рисовал – этим увлекся примерно тогда же, когда начал делать игрушки, совсем маленьким.
Когда мальчик стал старше, его даже хотели отправить в художественную школу в Москву. Но к тому моменту Виталий уже увлёкся техникой – после пятого класса он вместе с другими деревенскими пацанами вовсю работал в колхозе, был помощником тракториста. Искусство пришлось отставить в сторону – некогда было. К тому же однажды мальчик нарисовал Сталина…
«У нас в соседнем доме жил председатель сельсовета, – рассказывает Виталий Николаевич. – Он отца моего перед войной посадил. А тут как-то мать уехала, а я у сестры выпросил бумагу и перерисовал Сталина с фотографии. Он же в военной форме, с орденами – красиво. Но когда рисовал, лист бумажный сеточкой расчертил. Сразу на это внимания не обратили – наоборот, мама к соседям с этим рисунком пошла похвастаться. А ей и говорят: «Ты что, за мужем следом захотела?» Она вернулась и всыпала мне хорошенько. И карандаш в руки брать запретила».
Так Виталий отошёл на некоторое время от искусства. Только на уроках труда в школе вспоминал своё увлечение – иногда им кроме стандартных заданий по изготовлению мебели или предметов быта давали свободную тему, когда можно было делать всё, что хочется.
А потом детство кончилось, и деревенского умельца призвали на флот.
Кто появился раньше – мастер или учитель?
Став моряком-подводником, Виталий Николаевич продолжил свои творческие поиски. Рисовал себе и товарищам. Кроме того, осваивал металл – на подводной лодке дерева не было, зато мельхиора оказалось в избытке. Из него матрос Черепанов вместе с товарищами делал броши, ложки, ножи, оправы. «Перед дембелем я себе пистолет Макарова сделал, – улыбается Виталий Николаевич, – зажигалку, конечно, а не боевой».
После флотской службы отставной матрос Черепанов решил не возвращаться в родной колхоз, который к тому времени был в упадке. Переехал в Нижний Тагил, где уже жили его братья, работал на НТМК. И теперь уже слесарь Черепанов опять занялся искусством – писал картины и вновь занялся резьбой по дереву. Знакомая девушка привезла из поездки в Польшу книгу по скульптуре, она и направила талант Виталия Николаевича в эту сторону.
«У нас с этой девушкой однажды спор вышел: кто появился раньше – мастер или учитель? – рассказывает Виталий Николаевич. – Я решил доказать, что мастер. И прямо на работе сделал скульптуру «Спартанка», примерно месяц в перерывах уходил в каморку и там ею занимался».
Пытался слесарь-скульптор ваять и из мрамора, но с этим материалом он общий язык не нашёл. Зато дерево и металл слушались его беспрекословно. И вот однажды Виталий Николаевич решил сделать себе автомобиль. Вообще-то машина у него уже была – разновидность «Запорожца», прозванная «горбатым». Три года каждый вечер после работы Виталий Николаевич шёл в гараж, где из «горбатого» делал автомобиль своей мечты. В гараж ходил вместе с сыном – тому было настолько интересно, что он готов был выполнять какую-нибудь работу вместо того чтобы гулять.
И они сделали автомобиль – двигатель остался тот же, зато внешне машина больше напоминала гоночные европейские болиды тех времён. Но оказалось, что сделать машину – это одно, а зарегистрировать ее в ГАИ – совсем другое.
Инспекторы ГАИ, когда видели необычную машину, останавливали её для того, чтобы посмотреть поближе, а не для проверки регистрации. За девять месяцев даже права ни разу не проверили. А потом пришёл новый начальник ГАИ, посмотрел на его машину и велел подчиненным оформить её как полагается.
Подумывал Виталий Николаевич переехать из Нижнего Тагила в Ленинград – его без экзаменов зачислили в художественную академию, когда он приехал туда со своими работами в 1972 году. Но к тому времени он уже был женат, дочка родилась – а где семье в Ленинграде жить? Остались в Тагиле.
Со временем Черепанов стал искать себе дом в деревне – чтобы и жилище просторное, и для души. И нашёл такой на окраине Висима. Тогда это был дом на отшибе, как раз для спокойной семейной жизни. И огромный простор для творчества.
Усадьба Черепановых
Дом Виталию Николаевичу достался в довольно плачевном состоянии, но мастера и художника это не расстроило. Приводя новое жильё в порядок, он принялся украшать его деревянной резьбой, а внутреннюю отделку дополняли собственные картины и изделия из металла. Среди прочего Черепанов делал макеты оружия – такие точные, что правоохранительные органы даже потребовали у него убрать некоторые детали для безопасности.
В 2002 году Виталий Николаевич ушёл на пенсию, но ещё 10 лет работал слесарем по газу в четырёх поселках, включая Висим. И здесь, в своей усадьбе, он делал деревянные скульптуры. Не ради известности, а для своих детей и внуков.
«Я хотел, чтобы мои дети понимали, что красоту можно делать самому, – говорит Виталий Николаевич. – И эти скульптуры мои дети делали вместе со мной. Не люблю, когда рядом бездельничают, если я работаю. Поэтому заставлял помогать. Бери топор или ещё что-то, что самому больше нравится, и делай что-нибудь».
Сейчас у Виталия Николаевича уже внуки выросли. И творческие занятия у деда не прошли даром – один его внук работает в команде известного художника Владимира Селезнёва и сам является художником, творящим в стиле современного искусства. Недавно подарил бабушке и дедушке их портрет – на золотую свадьбу.
Сам Виталий Николаевич на этот юбилей подарил жене Нине Михайловне настоящую карету, естественно, собственной постройки – на ней они и проехались по Висиму. Живут супруги душа в душу – зимними вечерами он рисует, а она вышивает. Вышитые Ниной Михайловной картины висят на стенах рядом с пейзажами мужа.
А к усадьбе Черепановых постоянно тянутся туристы и целые делегации, в том числе иностранные. Развивающийся в Висиме туристический кластер «Гора Белая» добавил мастеру и его дому известности. Постоянные визиты такого количества посетителей бывают утомительными, и пожилая пара иногда не выходит к туристам, особенно когда много работы на огороде или если Виталий Николаевич занят очередным творческим проектом. Но обычно Черепановы без проблем пускают к себе визитёров и даже проводят экскурсии по своему участку. Денег за посещение не берут и даже удивились этому вопросу.
Останавливаться Виталий Николаевич не собирается и постоянно делает что-то новое. Этой зимой к группе скульптур на улице добавилась Хозяйка Медной горы. Будут у художника и другие творения – деревянные, металлические и написанные маслом. Ведь красота сама себя не сделает.