«Облачные» грабители. Жулики освоили новую схему «развода» уральцев

Телефонные мошенники начали применять новую схему «развода» уральцев. Жертвам звонят, используя реальные (!) номера банков, и выманивают у них персональные данные. В группе риска – люди пожилого возраста.

   
   

«Добрые люди»

Уральскому пенсионеру Аркадию Петровичу позвонили по телефону и ужасно обрадовали. Дело в том, что недавно он пострадал от одной недобросовестной фирмы при покупке биологически активных добавок (БАДов). «Добрые люди» объяснили, что за материальные и моральные страдания ему положена солидная компенсация в 530 тысяч рублей. Нужно только перечислить 106 тысяч в качестве оплаты за какие-то там услуги.

КСТАТИ
В Уральском отделении ЦБ РФ уточнили, что сегодня чаще всего телефонные воры звонят, представляясь коммерческими банками. «Прикрытие» в виде Банка России уже не так актуально, хотя тоже имеет место в мошеннических схемах.
Не доверять звонившим повода вроде бы не было: на мобильнике во время разговора определялся номер телефона приёмной одного из отделений Уральского ГУ Банка России. Звонки продолжались 7 дней. За это время с Аркадием Петровичем связались «управляющий отделением», а также сотрудники «отдела экономических преступлений» и «резервного фонда» ЦБ РФ. Для начала пенсионер перечислил на номер указанной карты, полученный по SMS, 5 300 рублей, а затем всё-таки перезвонил в отделение Банка России. Лишь после того, как ему заявили, что никаких звонков на его телефон оттуда не поступало, мужчина обратился в полицию.

Впрочем, можно сказать, что Аркадий Петрович отделался лёгким испугом. Одной из жительниц Свердловской области также позвонили «добрые люди», которые представились сотрудником Банка России и представителем Следственного комитета РФ. Речь снова шла о компенсации за бесполезные БАДы, а на сотовом телефоне потерпевшей отображался номер отделения ЦБ РФ. В результате она потеряла около 185 тысяч рублей.

Из любой точки мира

Новая жульническая методика возникла сравнительно недавно, но завоёвывает среди мошенников всё большую популярность. Для «развода» злоумышленники используют возможности современной IP-телефонии. Они позволяют скрыть реальный номер, с которого звонят человеку, подменив его номером другого абонента. Например, номером одного из отделений ЦБ РФ или любого коммерческого банка.

«Такая мошенническая схема основана на использовании «облачной АТС», которую можно купить у любого сотового оператора за небольшие деньги, – поясняет эксперт Уральского ГУ Банка России Наталья Попова. – Она позволяет на основе существующей сотовой сети создать рабочее место оператора в любой точке мира. Преступники оформляют АТС на одноразовую сим-карту и через веб-интерфейс меняют номер своей станции на телефонный номер, от имени которого обзванивают клиентов банков, в том числе для выведывания персональных данных и паролей их платёжных карт».

Мы выяснили, что обслуживание такой АТС у разных операторов обходится от 500 до 3 тысяч рублей в месяц – в зависимости от тарифа (плюс стоимость одноразовой сим-карты). Специальное программное обеспечение позволяет скрыть настоящий номер звонящего. Ваш собеседник в момент разговора может сидеть на нарах в ивдельской колонии или в гостинице на Кипре, да где угодно, но у жертвы всё равно отобразится официальный телефон банка. А дальше всё зависит от умения и квалификации преступников.

   
   

Лучшее оружие вора

НА ЗАМЕТКУ
Мошенничества с «облачной АТС» могут быть направлены не только на клиентов банка, но и на представителей бизнеса. Недобросовестные конкуренты таким образом портят репутацию другой компании, выдавая себя за её сотрудников. Причём такие «имиджевые атаки» могут быть направлены как на партнёров фирмы, так и на потребителей. Часто подмена номера работает даже в том случае, если настоящая компания им уже не пользуется.
Тут вступает в действие вежливость – лучшее оружие вора. Обычно мошенники обращаются к жертве по имени и отчеству, могут назвать фамилию, даже номер и срок действия карты. Многие сведения они получают заранее – из открытых источников, например, из социальных сетей или с помощью фишинга (например, посредством массовой рассылки электронных писем).

Приёмов, при помощи которых жулики сбивают с толку свою жертву, бесчисленное множество. Очень часто обманщики звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может оперативно сориентироваться. Например, собеседник представляется сотрудником банка и сообщает о некой странной операции с деньгами клиента, которая требует немедленных, прямо-таки срочных действий с его стороны.

Как правило, все мошенники – хорошие психологи: говорят чётко, быстро, уверенно, используют профессиональные банковские термины. Нередко фоном разговора включаются звуки, имитирующие работу оживлённого call-центра. Цель всех этих процедур одна: втереться в доверие к клиенту банка и сделать так, чтобы он хотя бы на время потерял бдительность.

Иногда на человека, наоборот, оказывается жёсткое давление: его торопят, запугивают, уверяют, что, если он прямо сейчас не предпримет необходимые действия, случится непоправимое! Например, обманщики говорят, что по карте проводится подозрительный платёж на крупную сумму. Чтобы его остановить, нужно немедленно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из SMS-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, дескать, деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам. И если преступникам удаётся узнать нужную им информацию, они получают доступ к счёту и снимают с него все деньги.

По данным МВД региона, с начала 2019 года в Свердловской области было зарегистрировано порядка 1,5 тысячи различных видов мошенничества. Большая часть из них имела место в Интернете, социальных сетях и сетях сотовой связи, в том числе с использованием банковских карт.

Финансовая грамотность уральцев с каждым годом растёт, но звонок с известного номера банка, как правило, «усыпляет» любого человека и заставляет его забыть элементарные правила безопасности. Специалисты Уральского ГУ Банка России отмечают: если клиент сам сообщит жуликам секретные данные, которые нельзя разглашать, вернуть деньги через банк вряд ли получится. Но несколько рекомендаций позволят сберечь средства от посягательств преступников.

Полезные советы

  1. Проверьте личность звонящего вам человека: спросите его ФИО, название подразделения и скажите, что перезвоните позже.
  2. Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Вручную (!) наберите номер горячей линии банка, указанный на обратной стороне карты и на официальном сайте организации. Спросите, работает ли у них такой сотрудник.
  3. Не перезванивайте и не отправляйте SMS на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». Связывайтесь с банком в любой непонятной ситуации и только по официальному номеру, уточняйте информацию у оператора.
  4. Что бы ни произошло, не впадайте в панику. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он может приостановить её на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить, либо отменить её. Это решение надо принять в течение 48 часов – этого времени достаточно, чтобы хорошо всё обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдёт.
  5. Самое важное: ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию – CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из SMS и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно лишь в одном случае: если вы сами звоните на горячую линию банка.

Смотрите также: