Отчество или «матчество»? Психолог о том, почему россияне чаще меняют имена

пресс-служба УФМС РФ

В социальных сетях Екатеринбурга активно обсуждается тема смены отчества на «матчество». Дискуссия разгорелась сразу после того, как екатеринбурженка официально стала Чикиндой Аллой Ириновной. На какие ещё причуды, связанные со сменой фамилии, имени и отчества, идут уральцы, и что ими в этот момент движет — комментирует психолог.

   
   

«Матчество» в России напрямую не запрещено

Алла Чикинда признаётся, что о возможности сменить отчество на матроним увидела в новостях и решила сделать так же. Почему нет, если законом это напрямую не запрещено?

Патроним (отчество) даётся по отцу, а матроним («матчество») — по матери

«Я не первая, кто это сделал. По моим ощущениям, это становится нормальной практикой. Раньше люди спокойно меняли имя и фамилию. Либо люди меняли отчество на отчество», — сказала Алла Чикинда сетевому изданию РИА Новости.

Статья 58 Семейного кодекса РФ:
«Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».

Женщина убеждена: мать в жизни человека играет большую роль в отличие от отца. В пример приводит вынашивание ребёнка, роды, вскармливание, воспитание. Мужчина же, по её словам, и так фигурирует, где только можно — и в фамилии, и в отчестве.

Отметим, что в России участились тенденции давать детям матронимы, а также менять отчество на «матчество» в более зрелом возрасте.

   
   

«Здрасьте, я Егор-Илья с Урала»

По данным ЗАГС Свердловской области, в 2019 году в регионе 618 мужчин и 1663 женщин поменяли имя или фамилию. Это ещё один способ стать уникальнее или выразить благодарность человеку за воспитание. Например, опекуну. Часто уральцы меняют фамилию на псевдоним, который в процессе творческой деятельности стал частью личности.

В 2019 году в одном из ЗАГСов Свердловской области зарегистрировали Марию-Евангелину

Интересно, что уральцы чудят не только с фамилиями, но и с именами. Так в прошлом году стали популярными двойные имена. Гекторы, Мерседесы, Вивьены и Добромиры теперь никого не удивляют, а вот Марта-Мария заставляет народ поговорить о её нестандартном имени. Александр-Лоудевайк, Степан-Марьян, Егор-Илья, Семён-Александр — вот примеры мужских имён, которые официально зарегистрированы в Свердловском ЗАГСе.

Смена отчества как ритуал мистического мышления

Зачем уральцы меняют имена и фамилии, отказываются от отчества ради «матчества», предположила психолог Ирина Савран.

Психолог-психоаналитик, специалист по тесту Роршаха, врач-психиатр, сексолог Ирина Савран:

«С глубинной позиции желание изменить отчество на «матчество» может говорить о бессознательном непринятии отца, затаённых обидах и желании даже на символическом уровне исключить его из своей жизни.

Действительно, в нашей культуре отец появляется в жизни ребёнка в лучшем случае, когда ребёнку исполняется 3-4 года. Как правило, отцы редко  присутствуют на родах, не берут ребёнка на руки после его рождения и появляются внезапно, когда ребёнок уже может показать какие-то умения, за которые может получить отцовскую похвалу. Это формирует во взаимоотношениях большую зону напряжения.

Кроме того, в нашей стране практически каждая вторая семья является неполной — ребёнка воспитывает мать и бабушки. Бывает, что в таких семьях ребёнка не посвящают в семейную историю, потому что чаще всего мать обижена на оставившего её ранее отца, и эту обиду передаёт своему ребёнку. В итоге в психике вообще не формируется образа отца и того, какими должны быть гендерные отношения.

В момент смены имени, фамилии или отчества на «матчество» человеком овладевает так называемое архаичное, мистическое мышление, когда он думает, что смена ФИО прекратит все беды и несчастья в семье. Но на практике это не так, потому что никакие ритуальные действия кроме работы над собой, осознания своих психологических паттернов и изменения их не сумеют поменять судьбу».