Правозащитник Артемьев: «Как отстаивать права и не дать себя обмануть»

Самое страшное на продовольственном рынке - это промышленный фальсификат. © / Татьяна Меель / АиФ

Ждать глобальных улучшений на рынке, увы, не приходится, однако создать благоприятный фон всё же можно. И начинать следует с себя, с повышения своей культуры и грамотности.

   
   

Как защитить себя и свои права – разговор с директором Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей Андреем Артемьевым.

Обманываться рады

Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Андрей Дмитриевич, нужно ли бороться за свои права и, как выразился один наш читателей, «требушить торгашей за каждую копейку»?

Андрей Артемьев: Я считаю, что нужно. Потому что каждый раз, когда мы прощаем предпринимателю нарушения, пускай даже по мелочам (по принципу нашей любимой поговорки – три рубля не деньги), то что мы делаем? Мы показываем, что делать так можно, причём безнаказанно, и сами создаём предпосылки к тому, чтобы в следующий раз с нами поступили точно так же. Возьмём того же американца: он может горсть центов просто так в реку выбросить, но если этот цент у него незаконно возьмут, он может и в суд пойти. Поэтому к соблюдению прав там относятся очень трепетно.

– У нас же права нарушаются сплошь и рядом.

Досье
Андрей Дмитриевич Артемьев. Родился в Екатеринбурге. Окончил школу №9 и УПИ. С 1993 года занимается защитой прав потребителей. Директор Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей. Президент Общероссийской общественной организации «Всероссийская лига защитников потребителей». Входит в состав: консультативного совета по вопросам защиты прав потребителей СНГ, консультативного совета по вопросам защиты прав потребителей Роспотребнадзора, экспертного совета Центробанка. Член аналогичного совета Ростелекома и экспертного совета по энергетике.
– Надо различать два определения – защита потребителей и защита прав потребителей. Любой порядочный продавец, хочет не хочет, занимается защитой потребителей. А вот защитой прав потребителей занимаются уже правозащитники, поскольку защита прав – это борьба со следствием. Если мы хотим воздействовать на причины, то первое и главное – это просвещение и борьба с правовой безграмотностью потребителей и предпринимателей.

Относительно «гнобить предпринимателей»… Есть две классических жизненных позиции – бороться со злом и нести добро. Со злом можно бороться так, что камня на камне не останется. У того же, кто делает добро, другая задача – чтобы добра вокруг него было больше. Именно эту позицию я разделяю. Лучше научить предпринимателей одной простой вещи – соблюдать закон и не нарушать права потребителей. В соблюдении закона о защите прав потребителей я вижу одни только плюсы: первое – это закреплённые клиенты. Второе – распространение положительной информации, а значит, расширение клиентской базы. А нарушение закона – это страшно и в большинстве случаев заканчивается для продавца крупными финансовыми потерями.

   
   

– Далеко не все потребители, пострадавшие от рук нечистоплотных продавцов, спешат в суд, – не хотят лишних хлопот.

– В наш центр ежегодно обращается порядка 4 тысяч потребителей. После первой консультации 80% из них к нам не возвращаются: они идут к предпринимателям, грамотно формулируют свой вопрос, грамотно объясняют, что в случае чего пойдут в суд, и те предпочитают решить проблему мирным путём. Тем 20%, что возвращаются к нам, мы помогаем написать иски в суды. Согласно данным облсуда, не менее 90% этих дел решаются в пользу потребителя. В законе о защите прав потребителей как норма закона написано: защита прав потребителей осуществляется судом. То есть законодатель предписывает суду защищать потребителя!

По ГОСТу питаемся?

– Не теряет своей актуальности и хамское поведение продавцов и охранников в магазинах. То обругают, то обсчитают, то сумки прошерстят. Тут как быть?

– Правом досмотра личных вещей никакой персонал никакого магазина не обладает. Это право по закону принадлежит исключительно правоохранительным органам. Была ситуация, когда мужчины-охранники досматривали женщину в возрасте, заподозрив её в краже. Женщину чуть ли не до нижнего белья заставили раздеться. Это безобразие стоило собственнику 50 тыс. руб. в порядке компенсации морального вреда.

– Случаев, связанных с тем или иным нарушением прав потребителей, с развитием рынка становится меньше?

– Такого быть не может. Всё время возникают новые сферы рынка, приходят новые предприниматели, и всё начинается по новой. Если пять лет назад проблемой номер один была некачественная обувь, то сегодня подобные обращения и 10% не составляют. На первое место вышли вопросы, связанные с техникой. При том, что продажей и обслуживанием техники занимаются достаточно продвинутые менеджеры, в законодательстве чаще всего они демонстрируют нулевые знания.

– Подводят потребителей и продукты – то качеством своим, то запредельными ценами. Тут как быть?

– В прошлом году общество товароведов-менеджеров закупало колбасу (докторскую или молочную по ГОСТ) и проводило анализ на предмет её соответствия названию. Результат – обнаружилось множество недостатков, недопустимых по ГОСТу, что позволило нам подать иски в суд. По одному иску я лично работал. Был проведён гистологический анализ колбасы «Докторская по ГОСТ» торговой марки «Щедрый вкус». Так вот, мышечные волокна в ней не были обнаружены даже через микроскоп. Измельчить мясо так, чтобы их не было видно, невозможно. Чего только не нашлось в этой колбасе: следы слюнных желез, хрящей, костные включения, крахмал – всё что угодно, но только не мясо. Самое страшное на продовольственном рынке – это промышленный фальсификат.

Что касается роста цен, то в нормальном цивилизованном рынке цены растут до того уровня, до которого покупательская способность населения позволяет их поднять. Если не позволит, никто у тебя покупать не будет. Цены растут, потому что курс вырос, а у нас достаточно большой процент неотечественной продукции или сырья. Это естественный процесс, но всё равно он должен к какому-то равновесию привести. Я оптимист, и считаю, что произойдёт какое-то товарозамещение, один источник поменяется на другой. Цена, конечно, не вернётся на прежний уровень, но снижение может и должно произойти.

Смотрите также: