Несмотря на то, что уральцы уже более двух десятков лет живут при капитализме, уровень обслуживания населения у нас оставляет желать лучшего. Обычное бытовое хамство было и остаётся одной из самых злободневных проблем в Свердловской области.
Норма жизни?
– Вчера стала свидетелем отвратительной ситуации, – делится с нами жительница Екатеринбурга Яна Бердникова. – В парикмахерской клиентка сделала замечание мастеру за то, что та, подняв с пола упавшие ножницы, даже их не сполоснула. В ответ парикмахер заявила: «Не нравится? До свидания. Вас всё равно ничего уже не украсит». Клиентка, замечу, тоже в долгу не осталась: «На себя в зеркало посмотри, корова».
Вам не кажется, что хамство сегодня стало нормой жизни? Кондукторы дерзят пассажирам, продавцы – покупателям, врачи – пациентам, дети – родителям, автолюбители друг другу… Можно продолжать и продолжать. Мир сошёл с ума. Впрочем, это не удивительно. Сегодня национальной идеей, которую все якобы ищут, уже стал принцип «никто никому ничего не должен». Мы превратились в общество эгоистов и человеконенавистников. Надо что-то делать! В противном случае сожрём друг друга.
Дайте жалобную книгу!
На заметку | |
---|---|
Книги отзывов (жалоб) должны быть в торговых сетях, ресторанах, кафе, аптеках и парикмахерских – везде, где оказываются услуги или реализуются товары. Странички в книге должны быть пронумерованы. Предоставлять книгу потребителю обязаны по первому требованию! Однако, чтобы обращение не считалось «анонимкой», покупателю следует указать имя, адрес и номер телефона (по желанию). Принять меры по каждой жалобе администрация обязана в течение двух недель. |
Казалось бы, рынок свободной конкуренции должен был привести к появлению доброжелательных продавцов и довольных широким выбором товаров и услуг покупателей. Но не тут-то было. Пресловутый «человеческий фактор» был и остаётся камнем преткновения почти во всех сферах жизни уральцев. Речь идёт об обыкновенном бытовом хамстве. Свердловчанам грубят в магазинах и торговых центрах, в поликлиниках и общественном транспорте, в управляющих компаниях и на дорогах, в парикмахерских и салонах сотовой связи. А уж о хамстве в чиновничьих кабинетах и говорить нечего!
Так, склоки в общественном транспорте Екатеринбурга между пассажирами и кондукторами (водителями) уже давно стали притчей во языцех. Что неудивительно: несмотря на поистине грабительскую плату за проезд, качество обслуживания у нас оставляет желать лучшего.
«Грубость и хамство со стороны кондукторов и водителей в Екатеринбурге – явление почти «естественное», – пишет наша читательница Любовь Костромина. – Особенно «преуспели» в этом водители маршруток. Они курят в салоне, громко включают музыку, нецензурно бранятся, особенно когда у них нет сдачи. Как-то попыталась сделать одному водителю замечание – вы не представляете, что мне пришлось выслушать. И это при том, что в маршрутке были дети!»
Юрист Антон Гордеев:
– Если вас оскорбили работники общественного транспорта, необходимо написать жалобу в комитет по транспорту и организации дорожного движения. Его сотрудники обязаны обратиться за разъяснениями к перевозчику. В жалобе нужно указать номер транспортного средства и полное имя водителя. Есть и второй вариант: если у пассажира есть доказательства хамства со стороны водителя или кондуктора (видео- или аудиозапись, сделанная на мобильник), он может обратиться за помощью в Центр защиты прав потребителей. Номер бесплатного автоответчика Центра – 371-13-16.
Сколько стоит порция оскорблений?
Комментарий специалиста | |
---|---|
Директор Центра защиты прав потребителей Екатеринбурга Андрей Артемьев: – Безусловно, хамство в торговых точках со стороны обслуживающего персонала – это нарушение прав потребителей. Любой человек, ставший жертвой хама, имеет полное право на возмещение морального вреда. При обращении в суд нужны доказательства. Это могут быть либо показания свидетелей, либо, что ещё лучше, диктофонная запись. Если вас обхамили, вернитесь с диктофоном в магазин и, встретившись с хамом вновь, задайте ему резонный вопрос: «Зачем вы мне нахамили?» Естественно, вы получите очередную порцию оскорблений, которая уже будет записана. Перенесите её на отдельный носитель и приложите при подаче в суд к заявлению. В суде это будет 100-процентная гарантия того, что в вашу пользу взыщут компенсацию морального вреда. |
В Екатеринбурге намечается очередной скандал: сотрудники крупной торговой сети отказались помочь покупателю лишь по одной причине – его передвижения ограничены инвалидной коляской. Ситуация следующая: екатеринбуржец Евгений Смирнов, человек с ограниченными возможностями, оплатил свой товар через Интернет и приехал в магазин за покупкой. Однако на просьбу Евгения помочь ему забраться на эскалатор менеджер магазина в категорической форме отказался. Более того, он не согласился спустить вниз уже оплаченную Евгением покупку.
Описанный выше случай – лишь ещё один в череде подобных. Увы, стать жертвой хамского отношения на Среднем Урале может кто угодно. «Я делала покупки в одном из магазинов популярной торговой сети. Упаковки с жареной курицей были свалены в кучу на высоком прилавке. Я взяла одну из них, и это, видимо, нарушило хрупкое равновесие «куриной пирамиды»: вся конструкция рухнула вниз. Продавщица, вместо того чтобы разобраться в произошедшем, стала обвинять меня в «косорукости», – жалуется в письме жительница Первоуральска Екатерина Баринова.
Другой вид хамства в торговых центрах и супермаркетах – оскорбительное поведение охранников. Так, в одном из магазинов охранники заставили девушку-покупателя, на которую антикражные ворота отреагировали писком, продемонстрировать содержимое её сумки. Более того, когда охранники не нашли в сумке похищенный товар, они заставили девушку пройти с ними в подсобное помещение и раздеться до нижнего белья. Покупательницу отпустили лишь тогда, когда нашли «виновницу» писка – этикетку со штрих-кодом на футболке девушки.
Гиппократа «подставляют»
Кстати | |
---|---|
Если вы столкнулись с неэтичным отношением врача, необходимо обратиться к заведующему отделением или руководителю лечебного учреждения с претензией в устной или письменной форме. При отсутствии результата – в управление здравоохранения или в Межведомственный контакт-центр «Здоровье жителей Среднего Урала»: (343) 385-06-00, 8 800 1000 153. |
– Обратилась к участковому терапевту – чувствовала слабость, головокружение, утомляемость быстрая появилась, – рассказывает наша читательница Людмила Сикорская. – Изложила доктору жалобы. На что она саркастически заметила: «Ничего более конкретного нет?». А потом, по сути, выпроводила меня, порекомендовав пить витамины. Я понимаю – терапевтов не хватает, нагрузка на них огромная, но это не даёт им права так общаться с пациентами.
Подобные обращения в редакцию «АиФ-Урал» не редкость. Там отказали в рецепте на бесплатное лекарство без объяснения причины, там не пришли на вызов, заявив: «вас много, а я не сороконожка», тут перед носом захлопнули дверь кабинета...
Существующую проблему признают и в Министерстве здравоохранения Свердловской области. Глава ведомства Аркадий Белявский не так давно обратился к коллегам с предложением принять декларацию норм поведения.
– Иногда и врачи не стесняются в выражениях, они либо обижены и оскорблены, либо рассуждают о пациенте свысока. Это отражение духа времени, тенденции нашего общества потребления, – заметил он. – Что мы можем противопоставить этой ситуации? Во-первых, это развитие корпоративной культуры. Следующий шаг – это формулирование нравственных принципов. «Что не записано – того не существует». Чем выше нравственность, тем больше доверия к врачу, необходимого для эффективного лечения.
В дело вступает бита
Комментарий | |
---|---|
Ольга Селькова, психолог: – Человек, столкнувшийся с некорректным поведением продавца, медика – кого угодно – должен довести это до сведения руководителя организации. Хамство нельзя оставлять безнаказанным, иначе оно будет прогрессировать. Кто позволяет себе такое поведение? Тот, кто не чувствует чужих границ, полагая: «мир моё продолжение». Когда мы даём отпор, мы как бы говорим: «Извини, но вторгся на мою территорию». Вы же не будете спокойно наблюдать, когда кто-то полезет к вам в карман? А хамы, образно говоря, лезут в ваш эмоциональный карман. |
Автохамство на екатеринбургских дорогах из года в год бьёт все мыслимые и немыслимые рекорды. Практически каждый день случаются инциденты, и нередко в ход вступают не только кулаки, но и подручные средства автолюбителей – арматура, биты, холодное оружие.
Не так давно весь Екатеринбург больше недели обсуждал случай, когда один из уральских автолюбителей подрезал машину, в которой ехали трое молодых ребят. В результате один из молодчиков Игорь Новосёлов выскочил из машины и начал угрожать водителю ножом. Обиженные молодые люди прокололи колёса у автолюбителя и уехали. Весь процесс запечатлел видеорегистратор.
Вскоре выяснилось, что Новосёлов хам-рецидивист. За ним тянется целый шлейф нарушений: стрельба на парковке, ночная покупка пива с размахиванием пистолета. В результате молодого человека отправили на несколько месяцев «отдохнуть» в изолятор.
Отдельного внимания заслуживают автохамы, которые паркуются в неположенных местах, бросают свои машины на газонах и тротуарах. Каждый день на штрафстоянки Екатеринбурга увозят несколько сотен автомобилей.
В отдел по работе с обращениями граждан администрации Екатеринбурга поступает множество писем с просьбами разобраться с вопросом парковки автотранспортных средств на газонах внутри дворов. Однако дело не движется с мёртвой точки. В результате люди порой прибегают даже к незаконным методам борьбы с нарушителями. Так, недавно в одном из дворов Екатеринбурга на припаркованный на газоне автомобиль жители поставили унитаз и оставили надпись «Лучший парковщик года», а ещё одному незадачливому автолюбителю машину обвешали мусорными пакетами.
Лень и наглость
– Культуру вождения нужно прививать с детства. Уже с 5-6-го класса необходимо преподавать в школах правила дорожного движения. Только так можно научить людей уважать друг друга на дорогах. В пример всегда привожу Германию. Сидит за рулём 18-летняя девочка и соблюдает все правила. У нас полное бескультурье. Да что уж говорить, если некоторые наши культурные деятели по несколько раз за день нарушают правила. Их даже не учит тот момент, что машины увозят на автоэвакуаторе.
Георгий Бадьин, представитель свердловского регионального Комитета защиты прав автомобилистов